Саммит «большой двадцатки» с точки зрения экономической повестки дня оказался результативным

Меню G20

Саммит «большой двадцатки» с точки зрения экономической повестки дня оказался результативным...

Саммит «большой двадцатки», завершивший вчера свою работу в Санкт–Петербурге, с точки зрения экономической повестки дня оказался результативным. В отличие от серьезных разногласий по вопросу о нанесении военного удара по Сирии лидеры G20 были единодушны в оценке состояния мировой экономики и мер по ее стимулированию. На встрече был одобрен ряд важных документов. Итак, лидеры сказали «да» по следующим глобальным решениям.


1. Прощай, эпоха «дешевых денег»


Участники саммита единодушны в том, что считать одним из самых больших рисков для развивающихся рынков. Это — ожидаемое свертывание политики сверхдешевых денег, проводимой Федеральной резервной системой США. Президент России Путин заявил, что «политика раздачи бесплатных денег не может продолжаться бесконечно».


Директор–распорядитель МВФ Кристин Лагард подытожила: деньги будут со временем несколько дорожать — это понятно всем. Вопрос в том, как и какими темпами это будет происходить. Главное, чтобы ожидаемое свертывание политики сверхдешевых денег не привело к резким колебаниям курсов на биржах, а следом и к значительному оттоку капиталов с развивающихся рынков.


2. БРИКС создает свой МВФ


На фоне этих опасений лидеры БРИКС (Бразилии, России, Индии, КНР и Южной Африки) смогли договориться о мерах по борьбе с резкими перемещениями капиталов. Объявлено о формировании фонда, или пула, валютных резервов. По заверениям Владимира Путина, все политические решения о создании такого пула приняты, осталось уточнить технические детали. Общий объем резервного фонда составит 100 миллиардов долларов. Из них Китай предоставит львиную долю — 41 миллиард, Бразилия, Индия, Россия — по 18 миллиардов, ЮАР — 5.


Это будет «виртуальный пул», так как участие в нем осуществляется за счет международных резервов, которыми управляют национальные банки. В отличие от этого валютного фонда капитал банка развития БРИКС будет «живым» и составит, как было подтверждено на встрече, 50 миллиардов долларов.


3. Есть план — будет рост


Главы государств и правительств G20 одобрили план по содействию экономическому росту и занятости в мире — Санкт–Петербургскую декларацию, а также целый ряд других экономических инициатив. В частности, участники саммита поддержали план мер по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы крупными международными концернами.


Речь идет о том, чтобы сократить для больших компаний возможности ухода от уплаты налогов. В течение двух лет страны G20 обязались представить свои предложения, как этого добиться. Сегодня, указывали участники саммита, международные концерны иногда платят лишь 3 — 4 процента с прибыли, а также не всегда перечисляют налоги там, где производят свою продукцию или предоставляют услуги.


4. Нет — войне!


На фоне такой консолидации усилий в экономике резким диссонансом прозвучали разногласия по сирийскому вопросу.


По словам пресс–секретаря Президента РФ Дмитрия Пескова, расхождения во мнениях во время обсуждения подтвердились. При этом число сторонников и противников было примерно равным. Ряд участников отстаивали точку зрения о необходимости принятия поспешных мер, невзирая ни на какие легитимные международные органы. Целый ряд других государств призвал не девальвировать международное право и не забывать о том, что только Совбез ООН вправе принимать решение о применении силы.


Если говорить конкретно, то, кроме России, сегодня планам Соединенных Штатов противопоставлена позиция двух ключевых стран Юго–Восточной Азии — Индии и Китая. Премьер–министр Индии Манмохан Сингх заявил, что какая–либо международная военная операция с целью смены режима в Сирии недопустима.


МИД КНР вчера специально подчеркнул, что ситуация в Сирии должна обсуждаться в Совете Безопасности ООН при участии всех заинтересованных сторон. Китайский представитель также отметил, что одностороннее вмешательство в сирийский конфликт противоречит нормам международного права. Бараку Обаме ясно дали понять, что Россия в этом вопросе не одна.


В то время как США не имеют однозначной поддержки даже своих верных союзников. Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей заявил на пресс–конференции в Санкт–Петербурге, что ЕС не приемлет военного решения сирийского кризиса, который должен разрешаться под эгидой ООН. В то же время интервенцию США против Сирии без мандата Совета Безопасности поддерживают семь стран Евросоюза. Это Франция, Дания, Хорватия, Румыния, Греция, Латвия и Кипр. Особенно комично в этой компании выглядит Кипр. Уж у этой страны после фактического дефолта точно должны быть другие заботы. Впрочем, как и у всех остальных государств, которых, судя по итогам «двадцатки», больше интересует экономический рост, нежели война.

 

Советская Белоруссия №168 (24305). Суббота, 7 сентября 2013 года.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter