Что белорусский легпром может противопоставить зарубежному массмаркету

Меняем дресс-код

Предприятия нашей легкой промышленности, будь на то желание потребителей, наверное, смогли бы обеспечить за раз несколькими комплектами гардероба все население страны. Придирчивый же покупатель желает иметь альтернативу, а потому с воодушевлением воспринимает открытие популярных в Европе модных магазинов Zara, Bershka, Reserved и прочих. И требует еще более широкого выбора. В концерне «Беллегпром» не видят смысла в конкуренции с массмаркетом: как говорится, каждому свое. Здесь хотят, чтобы в рознице были достойно представлены и наши ведущие производители, и молодые дизайнеры, а также ищут новые решения для продвижения продукции.

Чтобы достойно представить свой товар, нужно внедрять новые формы сотрудничества со всеми видами ретейла, причем не только в нашей стране, но и за рубежом, убежден председатель концерна «Беллегпром» Николай Ефимчик. По его словам, на октябрьскую выставку легкой промышленности BelTexIndustry–2017 в Минск приехали специалисты, которые рады нам помочь. К примеру, французы имеют собственную школу и готовы обучить нашу молодежь грамотно представлять товар на уровне мировых стандартов. Речь идет о создании эффективной цепочки «дизайнер — производитель — продавец», которая, в частности, поможет начинающим талантам получить доступ к аудитории.

Зная ассортимент магазинов сегмента массмаркета, глава «Беллегпрома» не выказывает опасений по поводу прихода в розницу новых игроков. В конце концов, у нас открытая страна, которая сама продает продукцию легкой промышленности в 57 государств мира. Больше половины из произведенного — процентов 57 — 60 — уходит на экспорт. Так какой смысл не пускать кого–то на свой рынок, если белорусский товар реализуется неплохо? А возросшая конкуренция, по идее, должна подстегнуть творческую и коммерческую мысль наших производителей — на радость экономике и потребителям.

Беспроигрышный ход на пути повышения узнаваемости торговой марки — развитие фирменной торговой сети. Особенно преуспела в этом витебская обувная компания «Белвест». Ее монобрендовые магазины расположены не только в Беларуси — в соседней России сеть насчитывает около 300 торговых точек, в ближайшее время откроются еще 20. Представители компании подчеркивают: залог успешной работы — использование инновационных технологий во всех бизнес–процессах. Большие надежды связывают также с использованием IT–технологий и электронной коммерции. Увы, далеко не все предприятия легпрома так же активны в развитии фирменной торговли. Кто из вас с ходу назовет адреса десятка торговых точек наших производителей одежды? Один–два в лучшем случае. Адреса же магазинов Zara или Reserved в Минске без промедления вспомнят многие, особенно молодежь.

Некоторые эксперты также полагают, что на нашем рынке главный конкурент отечественного легпрома — не зарубежный массмаркет, а компании из Юго–Восточной Азии. В России, например, бизнес с озабоченностью следит за реализацией соглашения о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом — оно подписано в рамках ЕАЭС и предполагает взаимную отмену торговых пошлин. Так вот, Вьетнам — это четвертый производитель обуви в мире. Нетрудно догадаться, что эта дешевая продукция встанет поперек горла отечественным обувщикам. Узбекистан — тоже сильный конкурент, так считает президент ПАО «Рослегпром» Александр Круглик. Рабочая сила в этой стране в два раза дешевле, чем в Китае, имеются огромные предприятия по переработке хлопка.

Неплохой альтернативой массмаркету могли бы стать магазины национальных дизайнеров. Подобные объекты, объединенные в сеть, уже есть в Санкт–Петербурге, Москве и Екатеринбурге. Россияне готовы включить сюда и Беларусь. Магазины открываются в ключевых торговых комплексах, ценовой сегмент — на уровне Zara. Это часть фешен–хаба, который состоит из образовательной площадки для начинающих дизайнеров, швейного коворкинга — экспериментального цеха с профессиональным оборудованием, собственно магазина и места для ярмарочной деятельности. Дизайнерам такая площадка нужна для формирования рынка сбыта: они получают доступ к торговым комплексам, у них увеличивается выручка. Одновременно в одном таком магазине, кстати, представлены работы до 200 дизайнеров, причем ассортимент постоянно меняется. А крупные производства имеют возможность наладить с ними прямые контакты — те знакомы со своей нишевой аудиторией и знают, что ей нужно. Промышленники смогут шить дизайнерам одежду небольшими тиражами — пока от нескольких сотен экземпляров, но с более высокой маржинальностью. При этом своим капиталом, размещая заказы, рискуют авторы разработок. Если фешен–хабы появятся и в Минске, то белорусским дизайнерам будет доступна и российская сеть. Пока россияне прощупывают почву — контактируют с ведущими торговыми центрами, ищут поставщиков продукции и оборудование для швейного коворкинга. Если дело выгорит — выиграет и потребитель, и легкие на подъем промышленники. Вот только много ли их, легких на подъем? Поживем — увидим.

nesterov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter