Три взгляда на программу школьного факультатива «Введение в аграрные профессии»

Меньше умных слов

«Интродукция», «ацидоз», «буферные системы», «капиллярные явления»… Учебную программу факультативного занятия «Введение в аграрные профессии» простой не назовешь. Не потеряют ли школьники интерес к предмету из-за обилия специальной лексики и больших объемов информации? Или программа все же не так сложна, как кажется на первый взгляд? 

140 часов за партой

Над программой работали 17 авторов – ведущие преподаватели четырех сельскохозяйственных вузов. В учебно-методическом центре Министерства сельского хозяйства и продовольствия, взявшем на себя роль координатора, информация сводилась воедино, сокращалась и переводилась на понятный школьникам язык.

Получившаяся программа рассчитана на 140 часов. За это время ученики 10-х и 11-х классов должны научиться отличать семена зерновых культур от зернобобовых и крупяных, измерять температуру и влажность почвы, свободно оперировать названиями пород овец, коз и лошадей. Многие из этих знаний и навыков наверняка пригодятся даже тем, кто пошел в агрокласс без прицела на будущую профессию, например, умение распознавать сорняки, чтобы случайно не повыдергивать в бабушкином огороде что-нибудь съедобное. Но некоторые темы общеразвивающими никак не назовешь – к примеру, «Постоянство внутренних сред организма. pH. Алкалоз. Ацидоз. Роль буферных систем в организме растений и животных». Не слишком сложно для десятиклассника? Нет, уверен директор учебно-методического центра Минсельхозпрода Геннадий Валюшкевич:

– Классы аграрной направленности предполагают преподавание некоторых предметов на повышенном уровне: в одних школах это физика и математика, в других – химия и биология. Для ребят, которые изучают эти дисциплины достаточно глубоко, не составит труда понять, о чем идет речь на факультативе.

Как работает трактор?

Если школьники действительно будут хорошо знать и понимать каждую из тем, то уже после 11-го класса мы получим готового специалиста – и университет не нужен, шутит потенциальный работодатель будущих аграриев, директор филиала «Фалько-агро» ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Вадим Кунц:

– Программа факультатива выглядит сбалансированной, в ней нет ничего лишнего. Но я не уверен, что всю эту информацию можно донести до детей просто и доходчиво – боюсь, многое они просто не поймут. Я за то, чтобы ребят меньше загружали терминологией: пускай лучше они не знают умных слов, но зато понимают, как работает трактор. И конечно, максимум практики: прошли пару тем – приехали в хозяйство и посмотрели, как все на самом деле. 

Учебная программа – это не догма

Программа местами сложна не только для учеников, но и для педагогов. Не всякий учитель-предметник (а факультативные занятия, как правило, ведут школьные преподаватели биологии, химии, физики) хорошо понимает все нюансы сельскохозяйственных процессов. Но эта проблема была решена еще до начала учебного года, успокаивает директор учебно-методи­чес­кого центра Минсельхозпрода Геннадий Валюшкевич:

– Специально для факультативных занятий был подготовлен электронный учебно-методический комплекс «Введение в аграрные профессии», где есть не только конспект для каждого занятия, но даже готовая презентация и обучающее видео. С таким электронным помощником сделать занятие понятным и интересным несложно. 

Декан факультета довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи Белорусского государственного аграрного технического университета Карина Гаркуша тоже разрабатывала конспект и готовила презентацию по одной из тем – «Тепловые процессы в сельскохозяйственном производстве. Условия содержания животных, хранения и переработки продуктов»:

– Старалась выстроить занятие так, чтобы дети были максимально вовлечены в образовательный процесс. Например, предложила педагогам в начале урока обратиться к ребятам с вопросом: «Что вы чувствуете при минусовой температуре? А при высокой? А при повышенной влажности?» – чтобы затем плавно перейти к разговору о том, какие показатели считаются наиболее подходящими для содержания животных, переработки сельскохозяйственной продукции, хранения зерна. 

Кроме того, еще до начала факультативных занятий для школьных учителей провели обучающие семинары: они прошли в Минске, Гродно, Витебске и Горках. Организаторы (аграрные вузы, главные областные управления образования и областные институты развития образования) предусмотрели не только знакомство с материалом программы факультатива, но и мастер-классы по отдельным темам, а также экскурсии в ведущие СПК. Университетские коллеги в любой момент готовы дать учителю совет, помочь с материалом или даже пригласить в гости, чтобы провести для агрокласса занятия в вузе и организовать посещение сельскохозяйственных организаций.

Учебная программа – это не догма, – замечает Карина Гаркуша. – При необходимости она будет меняться, корректироваться. А в конце года мы обязательно проведем семинар-практикум, чтобы систематизировать весь опыт (и положительный, и отрицательный) и учесть его в будущем. 

krupenk@sb.by 

Фото Дианы Шестакевич


ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Наталья Бракоренко, учитель белорусского языка и литературы, деревня Будка Речицкого района:

– Идея создания агроклассов  очень нравится. Будь я сейчас школьницей, подала бы заявление одной из первых. И хотя получать сельскохозяйственную специальность никогда не собиралась, общие знания о растениях, животных мне, сельскому жителю, точно бы не помешали. 

Правда, вместо одной общей учебной программы я бы предусмотрела две отдельные – для парней и для девушек. Первым гораздо интереснее изучать технику: чем тракторный двигатель отличается от автомобильного, какие бывают комбайны, как ликвидировать простейшие поломки. А девушкам наверняка больше бы понравились уроки, посвященные растительным культурам: как добиться хорошего урожая, как защитить поле, сад или огород от сорняков и гнуса. 

По своим ребятам (а я веду уроки в 5-10-х классах Короватичской средней школы) вижу, что интерес к сельскохозяйственной теме есть. Так сложилось, что вот уже восемь лет подряд во время отпуска работаю помощником комбайнера в паре со своим отцом. Дети знают, что я тружусь в поле, и много об этом спрашивают: что мне приходится делать, не сложно ли, сколько можно заработать. 

В Короватичской школе агрокласса пока нет. Но если однажды меня пригласят в другое учебное заведение прочитать лекцию о работе помощника комбайнера, с радостью соглашусь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter