Меньше таксы "на лапу не давать"

В РЕЗОНАНСНЫХ делах о крупных взятках последние 10 лет по странной закономерности фигурирует сумма 500 тысяч долларов. В мае этого года начальника отдела материально-технического снабжения РУП «Минскэнерго» задержали за получение взятки в полмиллиона долларов США. Такая же сумма фигурировала в деле зампреда Мингорисполкома Игоря Васильева, правда, получил он от чешских бизнесменов только ее половину. Суд приговорил экс-чиновника к 14 годам лишения свободы.

У этого вида преступления свои законы, «таксы», правила игры. Для каждой страны есть, так скажем, установленная сумма взяток в сфере АПК, нефтянки, строительства, и она не меняется годами.

В Уголовном кодексе Беларуси три вида взяток: в размере, не являющемся крупным (до 5750 рублей), в крупном (от 5750 рублей и выше), в особо крупном (от 23 тысяч рублей и выше).

И хотя, например, сельское хозяйство одна из коррумпированных отраслей по числу преступлений, до рекордных сумм в строительстве еще далеко. И только у нас, наверное, взятки дают натурой – картофелем, мясом и даже грибами и ягодами, как это имело место в Витебской области. Небольшие суммы в условных единицах могут предлагать на зачетах или вступительных экзаменах. Но их колебания зависят от разбежки курса валют.

Несколько лет назад принят Закон о борьбе с коррупцией, немало сделано и для того, чтобы не возникало соблазна дать на лапу. К примеру, в среде частного бизнеса стало меньше проверок. Да и у чиновников еще ни одна декларация о доходах не была поводом для возбуждения уголовного дела.

По мнению Генпрокурора Александра Конюка, нет необходимости в существенном совершенствовании данного закона. Беларусь в ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2016 года опустилась с 107-й на 79-ю позицию. За 9 месяцев 2017-го совершено 1389 коррупционных преступлений, установлено 563 подозреваемых. Возбуждено 53 уголовных дела.

А чтобы у нечистых на руку не было соблазна, нужно совершенствовать общественный контроль. Ведь многие руководители по-прежнему полагают, что борьба с коррупцией — компетенция исключительно правоохранительных органов, недооценивают свои возможности в этом направлении, относят предупреждение к числу второстепенных задач, порой дело доходит до формализма.

Руководители предприятий, особенно богатых, где вертятся большие деньги, должны входить в общественный совет по борьбе с коррупцией. В Витебской области, к примеру, в него входят декан юридического факультета университета имени П. М. Машерова, председатель областного объединения профсоюзов Иван Возмитель, руководители СООО «Фортэкс — водные технологии», РУП «Белоруснефть-Витебскоблнефтепродукт», ОАО «Витебскхлебпром», ОАО «Рудаково». За последние годы ни одного подобного преступления в этих организациях не произошло.

Неплохо было бы наказывать не только уличенных во взяточничестве руководителей, но пристальнее присматриваться к их родственникам. При этом не следствие, а сами они обязаны доказать, что их расходы соответствуют законным доходам. А руководителям, их заместителям до назначения на высокую должность не мешало бы пройти специальные курсы по противодействию коррупции.

kovalev@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter