Меньше слов и больше музыки

БЕЛАРУСЬ с 2004 года делегирует исполнителей на международный песенный конкурс «Евровидение» и, конечно, ожидает достойных результатов. Однако радоваться за своих нам приходилось пока только дважды: в 2007 году, когда на конкурс поехал Дмитрий Колдун, и в 2010, когда на сцену вышла группа «3+2». Почему белорусы неудачно выступают на этом конкурсе и как все-таки можно добиться успеха? Ответы на эти вопросы корреспондент БЕЛТА искала вместе с белорусским композитором, продюсером, долгое время работающим за границей, Валерием ГОЛОВКО.

На песенный конкурс надо хотя бы иногда посылать профессионалов.

БЕЛАРУСЬ с 2004 года делегирует исполнителей на международный песенный конкурс «Евровидение» и, конечно, ожидает достойных результатов. Однако радоваться за своих нам приходилось пока только дважды: в 2007 году, когда на конкурс поехал Дмитрий Колдун, и в 2010, когда на сцену вышла группа «3+2». Почему белорусы неудачно выступают на этом конкурсе и как все-таки можно добиться успеха? Ответы на эти вопросы корреспондент БЕЛТА искала вместе с белорусским композитором, продюсером, долгое время работающим за границей, Валерием ГОЛОВКО.

— Валерий Иванович, успехи Беларуси на детском «Евровидении» можно по праву назвать внушительными: у нашей страны две победы и почти всегда — попадание в пятерку. Вот и в нынешнем году мы не прогадали, отправив в Армению молодую исполнительницу Лидию Заблоцкую, — она взяла бронзу. Чем же объясняется столь успешное участие Беларуси на детском «Евровидении»?

— Все банально. В Беларуси достаточно квалифицированных педагогов в области детского вокала. Невзирая на то, что и детское «Евровидение» позиционируется как конкурс песни, все же именно качество вокала оценивается в первую очередь. Это объяснимо, ведь условия конкурса предполагают участие исполнителя в создании песни, что само по себе нивелирует при оценке выступления приоритет качества песни. Тем не менее я рекомендую педагогам побольше узнавать о современных трендах в музыке, а не только слушать ту музыку, которую любят и котируют они. Наметилась очевидная тенденция репертуарного отставания от бывших кавказских республик, которые (это очень слышно) черпают репертуар из правильных источников. Сегодня в песенном творчестве главенствует минимализм — в композиции, аранжировке, написании слов, что содействует более легкому восприятию песни аудиторией.

— На фоне успехов детей неудачи наших участников взрослого «Евровидения» смотрятся особенно удручающе. Каждый год страна ожидает хотя бы выхода в финал, не говоря уже о призовых местах, что получается, к сожалению, крайне редко. Вы довольно долго работаете за границей и можете в сравнении оценить музыкальные достижения Беларуси. В чем видите причину неудач? Как необходимо готовиться к «Евровидению», чтобы регулярно попадать в число финалистов?

— Если бы сборную Беларуси по хоккею сформировали только из хоккеистов, которые задействованы во внутреннем чемпионате, то Беларусь моментально распрощалась бы с местом среди сильнейших сборных и на чемпионатах мира играла бы в классе «В». Однако Беларусь среди сильнейших, в том числе благодаря игрокам из российской КХЛ и канадской НХЛ.

Уровень нашего внутреннего вокального чемпионата не позволяет нам рассчитывать на присутствие в высшей лиге. Чтобы пришли победы, необходимо иметь обойму исполнителей, репертуар которых на внутреннем рынке ежегодно обогащается песнями, способными конкурировать за его пределами. Таких песен должно быть много, а их нет. Рассчитывать, что специально к «Евровидению» каждый раз будет писаться хит, который выстрелит на конкурсе, наивно. Если бы три года подряд Беларусь привозила конкурентоспособную заметную песню и сильного исполнителя, победы пришли бы.

— Мы пробовали представлять на «Евровидении» лирические баллады, делали ставку на ритмичные композиции. Однако оба раза, когда Беларусь вышла в финал, в этом нам содействовали зарубежные артисты и музыканты. Колдуну покровительствовал поп-король российской эстрады Филипп Киркоров; группу «3+2» пытался раскручивать известный продюсер Макс Фадеев, а в самом номере был задействован шведский музыкант Роберт Уэллс...

— Butterflies группы «3+2» — изначально неконкурсная песня. От нее веет временами, когда в России была мода на мюзиклы. А было это лет 15 назад. У Киркорова почти не было продюсерских проколов на «Евровидении». Значит, понимает Филипп толк в деле, за которое берется.

— Поговорим о национальном отборе на «Евровидение». Обычно им занималась Белтелерадиокомпания, проводившая «Еврофест». Причем при выборе конкурсанта учитывалось не только мнение профессионального жюри, но также телезрителей, голосовавших в режиме онлайн. В 2010—2011 годах право проводить отбор временно перекочевало к телеканалу ОНТ — тогда отбор конкурсантов проводился тихо, без шума и паники. На вопрос, кто отбирал представителя Беларуси на «Евровидение», отвечали — фокус-группа. При этом «глас народа» во внимание не принимался вообще. В нынешнем году белорусским зрителям снова вернули «Еврофест»…

— Надеюсь, что ситуация, когда артист, спевший песню от начала до конца мимо нот в финале «Еврофеста», поехал на «Евровидение», больше не повторится. Ибо этот артист и на «Евровидении» спел песню от начала до конца мимо нот. Члены жюри знали, что так будет, но промолчали. Сказала лишь Гюнешь в телеэфире парню прямо: «Руслан, ты же все поешь мимо кассы!» Но парень ее не услышал, а теперь мы не слышим его и о нем.

Современная Европа много лет черпает современную музыку в США, где формируются все тренды. «Евровидение» — это не современная Европа, если иметь в виду музыку, которая из года в год звучит на конкурсе. Музыка Беларуси, в свою очередь, неконкурентна, как показывает практика, на «Евровидении». Так что ориентирование типа «пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» в данном случае потенциальному исполнителю от нашей страны не подходит.

— Очередной «Еврофест» — и снова знакомые все лица: Litesound, Гюнешь — «ветераны» национального отбора. Среди полуфиналистов — известные белорусским зрителям Герман, Аура, Виктория Алешко, Александра Гайдук, Юзари, который участвовал в «Новой волне-2011», победительница конкурса «Витебск-2011» на «Славянском базаре» Алена Ланская, представительница Беларуси на «Евровидении-2011» Анастасия Винникова, бывший бэк-вокалист Петра Елфимова Ян Женчак. В ком из этих артистов лично вы видите достаточный потенциал для выхода на сцену самого популярного европейского конкурса?

— Не послать Гюнешь в следующем году на «Евровидение» — преступление. Уверен, все вышеперечисленные артисты-конкуренты не стали бы отрицать, что она давно заслужила право поехать на этот конкурс, в первую очередь по профессиональным соображениям. И не поехала до сих пор из-за необъективности отборов. Пора восстановить справедливость, тем более что конкурс пройдет на родине Гюнешь, в Азербайджане, а это большой плюс. Нужно сказать, что я видел Гюнешь один раз в жизни, мы фактически не знакомы. Еще я хотел бы видеть на «Евровидении» ребят из Litesound, которых готовил к этому конкурсу и «Новой волне» в 2010 году. Но мне будет стыдно, если отбор не пройдет Гюнешь. Просто красивых девушек много, всем на «Евровидение» не съездить, надо хоть иногда посылать профессиональных певиц. Гюнешь объективно самая сильная из полуфиналистов. А участвовать в отборе для удовольствия можно каждый год: насколько я знаю, это не запрещено.

— Настанет ли время, когда мы начнем любить «сваё беларускае» и перестанем расстраиваться из-за каких-то конкурсов, пусть даже и европейского масштаба? Может, нужно придерживаться принципа «съездили — представили страну — и остались довольны независимо от результата»? В финал «Евровидения» все-таки проходит фиксированное количество стран, победителями могут стать далеко не все. Конечно, качественную подготовку артистов никто не отменял, но ставить крест на собственной карьере после «Евровидения», наверное, не стоит…

— Я за лозунг «съездили — представили страну — остались довольны независимо от результата» с одной поправкой: «достойно представили страну», а далее — по тексту. «Евровидение» поставило крест на карьере Руслана Алехно и навредило карьере Петра Елфимова. Первый — самодеятельный артист, второй — профессионал. Каждый из желающих поехать на конкурс должен иметь в виду: попасть на него — еще не успех.

Я люблю «сваё беларускае» в варианте «Песняров» Владимира Мулявина, и не потому, что работал в этом коллективе под его руководством, а потому что музыка хороша.

— Валерий Иванович, что можете пожелать белорусскому представителю на взрослом «Евровидении», которого выберут зрители и судейская коллегия в январе 2012 года? На что нужно обратить внимание организаторам «Еврофеста» во главе с народным артистом Беларуси Александром Тихановичем при подготовке исполнителя? На какой составляющей номера, песни нужно делать акцент?

— Александру Тихановичу в ходе отбора желаю в первую очередь пребывать в хорошем расположении духа. Акцент при подготовке нужно сделать на деньгах: чем их больше, тем лучше песня, аранжировка, номер, костюм и настроение.

А вообще, желаю торжества справедливости. Если отбор станет честным, никогда не испытаем стыда за своего исполнителя.

Кира САНКОВСКАЯ, БЕЛТА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter