Меньше слов, больше дела

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Беларуси и Китая заслуживают высочайшей оценки. Странам удалось достичь значительных результатов, при этом они обладают довольно большим потенциалом для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества. В том числе в научно-технической сфере. Такое мнение высказал 5 декабря журналистам посол Китая в Беларуси Гун ЦЗЯНЬВЭЙ.

В этом главный секрет китайского экономического чуда

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Беларуси и Китая заслуживают высочайшей оценки. Странам удалось достичь значительных результатов, при этом они обладают довольно большим потенциалом для дальнейшего развития двустороннего сотрудничества. В том числе в научно-технической сфере. Такое мнение высказал 5 декабря журналистам посол Китая в Беларуси Гун ЦЗЯНЬВЭЙ.

«Если говорить в целом о нашем сотрудничестве, то я бы дал ему высочайшую оценку», — сказал посол. Он выделил пять направлений, которые, на его взгляд, развиваются наиболее успешно. Прежде всего, это политические отношения: «В этом году состоялся государственный визит Президента Беларуси в Китай. Во время этой встречи были достигнуты договоренности двух лидеров по стратегическим вопросам».

В январе—сентябре 2013 года экспорт белорусских товаров в материковый Китай составил 390,5 млн. долларов (100,9 процента к аналогичному периоду 2012 года). В предыдущем году ключевыми белорусскими экспортными товарами в эту страну стали калийные удобрения, капролактам, полиамиды, грузовые автомобили, машины и механизмы для уборки и обмолота сельхозкультур, тракторы и седельные тягачи, необработанные лесоматериалы.

Даже в условиях мирового экономического и финансового кризиса Китай не снижает темпов своего развития. По объемам продаж автомобилей на внутреннем рынке Поднебесная обогнала США, что говорит о стремительном росте уровня жизни, а по экспорту страна вышла на первое место в мире.

В чем же секрет китайского экономического чуда? По мнению экспертов, мировой характер социального прогресса страны обусловлен не только правильной стратегией экономических реформ, но и ментальными характеристиками китайцев как солидарной нации. Причем это касается не только жителей материкового Китая, но и китайцев зарубежья, так называемых «хуацяо». С воссоединением Гонконга и Макао, а в перспективе и Тайваня континентальный Китай становится не только крупнейшим держателем валютных запасов в мире, потенциальным финансовым лидером, но и экономическим центром мировой цивилизации.

Китай выработал и свой политический подход к глобализации. Он основывается не на экспансионизме, а на взаимовыгодном сотрудничестве и справедливости. Такова принципиальная особенность внешнеполитической стратегии КНР.

Для многих исследований китайского опыта реформ характерен большой разброс оценок. В одних говорится о том, что экономические преобразования объективно потребуют политической трансформации, что неизбежно приведет к трудно предсказуемым явлениям и процессам и даже к возможным потрясениям общества и страны. В других исследованиях акцентируется внимание на недосказанности, неясности китайской модели развития. Отсюда непонимание того, что в КНР реформы однозначно рассматриваются как стратегия развития государства и общества именно в русле социализма с китайской спецификой.

Истинное содержание китайских реформ в том, что все рыночные преобразования в Китае именно китайские реформы — в этом их суть. Не Китай приспосабливается к механизмам, институтам мирового рынка и мировой торговли, а наоборот. Китайские реформаторы, бесспорно, изучали западные идеи и принципы, но не с точки зрения замены национальной системы ценностей западными представлениями и взглядами, не с точки зрения  сделать из Китая некое подобие США, а с позиции укрепления национально-государственных интересов страны на международной арене.

В Поднебесной принципиально иные акценты: рыночные механизмы выступают лишь инструментом достижения благосостояния. Рыночные реформы в Китае проводятся по китайскому плану и на зарубежные инвестиции, это ведет к повышению благосостояния китайского народа. В своих реформах китайцы всегда придерживались мудрого правила Конфуция: «Исключительное занятие чуждыми идеями может только приносить вред». Вот где кроется феномен китайского экономического чуда — в плоскости адаптации чужих ценностей к национальным, а не наоборот. Ибо только в этом случае страна способна адекватно реагировать на вызовы времени, достойно вписываться в мировую цивилизацию.

С экономической точки зрения КНР сегодня более рыночная страна, чем многие развитые государства. Такое заключение следует и из того, что национальная валюта в Китае не оторвана от реальной экономики, и потому, в отличие от деформированных спекуляциями валют мировых лидеров, может выполнять присущие полноценным деньгам функции в национальном хозяйстве. Рост валютных резервов КНР происходит в очень высоком темпе, на сегодняшний день они составляют более 3 трлн. долларов. По валютным запасам Китай на первом месте в мире.

Эксперты констатируют: современный мировой прогресс прирастает за счет экономического, социального, научного и культурного развития КНР. Сегодня источник успеха западных экономик — тесная интеграция с Китаем. Один из ярких примеров — Германия, являющаяся первой экономикой Европы. К 2015 году товарооборот между ФРГ и КНР может увеличиться до 200 миллиардов евро. В прошлом году обе страны подписали коммюнике о стратегическом характере взаимоотношений.

Николай ЛЕВЧУК

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter