Меньше границ – стремительнее транзит

Накануне заседания Межгосударственного совета ЕвразЭС на уровне глав государств эксклюзивное интервью «Р» дал генеральный секретарь ЕвразЭС Григорий Рапота

Создание единого таможенного пространства и увеличение транзитных грузоперевозок – один из основных вопросов в повестке дня заседания Межгосударственного совета ЕвразЭС на уровне глав государств, которое пройдет в Минске 23 июня. Накануне этого события генеральный секретарь ЕвразЭС Григорий Рапота дал эксклюзивное интервью «Р».

— Какой прямой и косвенный экономический эффект ожидают получить страны ЕвразЭС от привлечения транзитных грузоперевозок? Насколько они могут возрасти с созданием единого таможенного пространства?

— Единое таможенное пространство решит наболевшую проблему задержек и затрат, связанных с проведением таможенных процедур при пересечении границ между государствами сообщества. Срок доставки транзитных грузов планируется сократить в два-три раза! 

Приведу всего лишь один пример. В конце прошлого года контейнерный поезд «Евротранзит» весом 1600 тонн всего за трое суток доставил из Берлина в Москву автомобили и радиоэлектронику. Обычно на этот же путь приходилось тратить, как минимум,  десять суток. Этот эксперимент убедительно доказал, что сократить время в пути более чем в три раза вполне возможно. 

Единое таможенное пространство ЕвразЭС сделает для многих других стран более привлекательной доставку транзитных грузов по железной дороге, а не морским транспортом, как это практикуется сейчас. Скажем, наладить перевозки из северной части Китая через Казахстан,  Россию и Беларусь в Западную Европу. В настоящее время в рамках ЕвразЭС готовится пилотный проект по пропуску ускоренных контейнерных поездов по маршрутам Урумчи—Брест и Урумчи—Москва. 

Экономически это очень привлекательный проект. По  данным ОАО «Российские железные дороги», в 2005 году российско-китайскую границу пересекло 135 тысяч двадцатифутовых контейнеров. Это менее одного процента от контейнерных перевозок морским путем из стран Юго-Восточной Азии через Суэцкий канал в Европу. Если объем сухопутного транзита составит хотя бы 10 процентов от  морского, страны ЕвразЭС, по приблизительным оценкам, получат пять миллиардов долларов США дополнительных доходов. 

— Краеугольный камень успешного развития экономики – инвестиции…

— Общий объем взаимных инвестиций на протяжении последних лет увеличивается в среднем на 50 % в год.  К примеру, в 2005 году инвестиции стран сообщества в реальный сектор экономики России по сравнению с 2004 годом увеличились почти на 70 % и  составили 1,3 млрд. долларов США. Инвестиции из Беларуси в Россию выросли на 53 % и составили 447 млн. долларов США. 

Инвестиции между странами сообщества направляются в основном в транспорт, связь и сферу услуг. В рамках сообщества обозначены ключевые секторы экономики, в которых предполагается реализовывать совместные программы и проекты. К этим секторам относятся: энергетика, транспорт, агропромышленный комплекс, машиностроение, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, туризм. 

Сегодня в области инвестиционной политики стоит задача принять соглашение о взаимной защите инвестиций. Надо также гармонизировать инвестиционное законодательство, создать условия для свободного движения капитала,  отработать механизм привлечения различных международных организаций и финансовых институтов для инвестирования наиболее крупных проектов. 

В этом году создан Евразийский банк развития, призванный способствовать становлению и развитию рыночной экономики государств — членов ЕвразЭС, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путем осуществления инвестиционной деятельности. С 3 июня текущего года соглашение о создании банка вступило в силу и открыто для присоединения к нему государств и международных организаций. 

Пока банк базируется на взносах России и Казахстана. Его уставный капитал составляет $1,5 миллиарда. В этом месяце в Алма-Ате состоялось первое заседание совета банка, сформировано его правление. После завершения всех юридических процедур банк начнет системную работу. Думаю: его становление в качестве международного финансового института завершится в нынешнем году.  

— Насколько  свободно  сегодня происходят расчеты между субъектами хозяйствования государств — участников  ЕвразЭС?

— Отвечу на ваш вопрос конкретными цифрами. В рамках сообщества в первом полугодии 2005 года  произведено платежей за товары и услуги на сумму 22,5 миллиарда долларов США (833,6 тыс. платежей направленных и полученных),  а уже во втором полугодии 2005 года — на сумму 31 миллиард долларов США (980,7 тыс. платежей). Это составляет прибавку +17,6% по количеству и +37,5% по объему. Кстати сказать, удельный вес Беларуси по количеству и объему платежей в общем количестве платежей сообщества самый высокий. 

Если говорить о валютной структуре платежей, то, по данным Центробанка  России, за второе полугодие 2005 года на российский рубль  приходилось 55,3% взаимных расчетов между странами ЕвразЭС (по объему направленных и полученных платежей), на доллар – 39,3% евро – 2,9%, белорусские рубли – 2%, тенге – 0,2%. Остальные валюты представлены незначительно.  

Следует отметить, концепция сотрудничества государств ЕвразЭС в валютной сфере, которая была принята прошлым летом, предусматривает формирование платежно-расчетной системы именно с использованием национальных валют. 

Заслуживает внимания разрабатываемый Межгосударственным банком проект по созданию платежно-расчетной системы на базе использования национальных валют для государств — участников банка, в число которых входят в том числе и страны ЕвразЭС. Заинтересованность в участии в пилотном проекте общей платежно-расчетной системы выразили  Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения. 

— Недавно руководители Таджикистана высказали просьбу о трудоустройстве своих граждан за рубежом. Насколько актуальна и экономически целесообразна для сообщества трудовая миграция? Касается эта проблема только Таджикистана или она существует и в других странах ЕвразЭС?

— Есть такая проблема — нелегальная трудовая миграция. Граждане стран, входящих в ЕвразЭС, в соответствии с действующими договоренностями о безвизовых поездках могут законно находиться на территории наших государств. Но для получения легальной работы нужно пройти определенную юридическую процедуру. На этом этапе и существует много злоупотреблений. Чтобы их исключить, государственные органы должны максимально упростить порядок регистрации и получения разрешительных документов для трудоустройства. 

И еще об одной идее надо сказать. Секретариатом Интеграционного комитета направлено правительствам стран ЕвразЭС предложение о создании Ассоциации миграционных бирж. Создание подобной структуры, по нашему мнению, позволит решить многие проблемы, в том числе и обеспечить законные права и интересы мигрантов. 

— А насколько остро экономика государств нуждается в обмене квалифицированными специалистами?

— На первом этапе основной страной назначения трудовых мигрантов в ЕвразЭС была Россия. Однако в последние годы направления потоков мигрантов претерпели определенные изменения. Все больше граждан в поисках гарантированного заработка выезжают в Казахстан, Беларусь, особенно в сельскую местность. 

Мы предполагаем, что Ассоциация миграционных бирж, создаваемая в рамках ЕвразЭС, будет обладать соответствующей автоматизированной информационной системой, которая позволит формировать, сопровождать и использовать банки данных о наличии свободных рабочих мест на предприятиях и в организациях государств — членов ЕвразЭС, о потенциальных трудящихся-мигрантах, а также о работодателях, нуждающихся в соответствующих кадрах. Тогда в масштабе реального времени можно будет отслеживать, где и какие специалисты наиболее необходимы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter