Менеджер - находка для ученого

Какими бы исследованиями ни занимались ученые, в конечном счете они чаще всего решают проблему повышения качества. Но как обеспечить качество самой научной деятельности?
Какими бы исследованиями ни занимались ученые, в конечном счете они чаще всего решают проблему повышения качества. Но как обеспечить качество самой научной деятельности? Разумеется, надо подготовить ученого и снабдить его самыми совершенными инструментами. Но этого сегодня мало. Мировой опыт говорит, что на всех этапах реализации научной идеи должна действовать система менеджмента качества, подобная той, которая обеспечивает цикл создания продукции на производстве. Впрочем, поскольку жизнь научной лаборатории мало похожа на реалии заводского цеха, то сходство общей задачей и ограничивается. В этом убедились ученые Белорусского национального технического университета, решившие внедрить систему менеджмента качества, отвечающую требованиям международного стандарта ИСО 9001-2000, в научно-исследовательской части (НИЧ) своего вуза. Аналогов создания подобных организационных технологий для исследовательской структуры у нас в стране не было, поскольку примирить в научной деятельности «лед» бюрократических процедур и «пламень» творчества, который плохо подчиняется системному упорядочению, чрезвычайно сложно. Тем не менее задуманное удалось реализовать в полной мере, и это стало новым словом в теории и практике систем менеджмента качества. Эффективность найденных решений организации работы «научного штаба» вуза подтвердили и годы работы по новой схеме, и недавнее вручение университету сертификата соответствия системы требованиям СТБ ИСО 9001-2001. — Особенно ценно то, что внедрение системы менеджмента качества дает возможность освободить ученого от выполнения рутинной организационной работы, отвлекающей его от научных исследований, — поясняет один из разработчиков новой концепции заведующий кафедрой «Стандартизация, метрология и информационные системы» БНТУ Павел Серенков. – Научно-исследовательская часть сегодня стала очень гибкой структурой, нацеленной на тотальное опекунство научных коллективов лабораторий и кафедр университета на протяжении всего цикла научно-исследовательской работы. То есть НИЧ берет на себя всю работу по экономическому, юридическому, материально-техническому и другому сопровождению договоров подряда. Координирует выстроенную по-новому управленческую деятельность специально созданная служба качества. Поддержка исследователей начинается уже с маркетинга, причем, как показала практика, ведет его патентно-информационная служба НИЧ гораздо более профессионально и активно, чем сами ученые. Информация об их разработках и даже о потенциальных возможностях лабораторий и кафедр появляется на множестве Интернет-сайтов, представлена на постоянно действующей выставке университета, включается в различные каталоги, справочную литературу. Специалисты этой службы обязательно предложат своих подопечных во все мыслимые научно-технические программы, пошлют заявки и оформят участие во всех подходящих по тематике конференциях, выставках и даже через Ассоциацию выпускников БНТУ поинтересуются, не нуждается ли зарубежное предприятие в научной поддержке альма-матер. В то же время в их задачу входит не только поддержка ученых, но и объективная оценка возможностей научных коллективов. И если у руководства НИЧ в ходе анализа намечающейся темы возникают сомнения в способности исполнителей выполнить заказ, то ученым приходится прилагать много усилий, чтобы доказать обоснованность своих намерений. Бывает, что доказать не удается. Зато уже несколько лет нет ни одного случая срыва заказа по вине БНТУ, и это тоже работает на его авторитет. Проверяется, кстати, по разработанной в университете методике состоятельность не только своих исполнителей, но и подрядчиков, заказчиков. И этим тоже занимаются соответствующие подразделения научно-исследовательской части, накапливая статистику и предоставляя руководителям проектов ценнейшую информацию. Они же следят и за соблюдением сроков выполнения этапов работы, и если, например, оказывается, что намечается отставание из-за нехватки необходимого оборудования, то администрация НИЧ оперативно решает финансовую проблему, используя фонд развития лабораторий. Впрочем, в сам творческий процесс опекуны никогда не вмешиваются. А также не указывают, кого следует зачислить во временный научный коллектив и сколько платить за работу сотрудникам. Поддерживать эффективность системы обеспечения качества исследовательской работы помогает то, что обучение персонала всех уровней ведут специалисты старейшей в своей области университетской кафедры «Стандартизация, метрология и информационные системы» и Республиканского института инновационных технологий. Обучая, они постоянно учатся и сами, помогают совершенствовать менеджмент. Созданный на базе кафедры информационный центр уже включил в свои планы поиск и внедрение более совершенных технологий менеджмента качества научной деятельности, упорядочение механизма закупок оборудования и другие разработки. К решению научных задач привлекаются и студенты, которые готовят дипломные проекты и магистерские работы по специальности. Опыт работы НИЧ БНТУ стал предметом пристального внимания коллег из других вузов не просто потому, что появилось нечто новомодное в организации научных исследований, а потому, что это быстро принесло плоды. Как отмечалось на прошедшей в вузе очередной научной конференции «Наука – образованию, производству, экономике», объем выполненных научных разработок БНТУ составил в прошедшем году 13,2 миллиарда рублей, что в сопоставимых ценах на 23 процента превышает достижение 2003 года. Специалистам такой рост говорит о многом. Заметим, что и сама конференция, формула которой изобретена в университете, вызывает не меньший интерес, поскольку в системе менеджмента качества она стала ключевым явлением рынка научных достижений. Этот форум продолжается целый год и состоит из двух десятков конференций и семинаров по отдельным дисциплинам и направлениям, которые проходят в удобное для специалистов каждой области знаний время. Как показал опыт, такие «клубы по интересам» работают продуктивнее, чем рассредоточенное по секциям массовое собрание, поскольку позволяют расширить круг участников дискуссии. Поэтому прямым следствием каждой такой конференции становится взрывной рост числа заказов на научную продукцию вуза.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter