Мемуары в глине

Переступив порог творческой мастерской Ивана Миско, я ожидала увидеть что-то необычное.
Переступив порог творческой мастерской Ивана Миско, я ожидала увидеть что-то необычное. Даже не знаю, что именно, но что-то такое... Все-таки этот человек - настоящая легенда, у него собрана самая большая в мире коллекция скульптурных портретов космонавтов. И каждый из них выполнен с натуры! Кроме того, он лепил дирижеров, композиторов, артистов, поэтов...

Но нет. Традиционные серые стены и недоделанная печка из красного кирпича - вот и весь антураж рабочего места знаменитого скульптора. Конечно, если не считать самих работ. Как пояснил мастер, для него это не просто скульптуры. Ведь за каждой из них стоят живые люди, целые истории знакомств и путешествий, вся жизнь... Об этом и пошел наш разговор за чашкой зеленого чая.

- Я вырос на хуторе в деревне Чемеры Слонимского района. И, конечно же, даже понятия тогда не имел, что такое скульптура. А рисовать мне нравилось, и поэтому, увидев в газете объявление об открытии в Минске при оперном театре художественного училища, сразу решил поступать именно туда. Правда, уже после первой ночи в столице, проведенной под столом театрального вахтера (общежитий для абитуриентов тогда не было), я понял, что вынужден буду вернуться домой. Ведь, пока я спал, мой "благодетель"-вахтер украл у меня самое ценное - вещмешок с сухарями. А без еды и к тому же без денег в послевоенном разрушенном Минске, сами понимаете, делать было нечего. Однако, умудренный опытом, я все-таки поступил на следующий год на живописное отделение.

- А как вы узнали о своем призвании?

- Однажды попал в скульптурный класс. И когда увидел, что такое скульптура... Что это можно обнять, поднять. Что тут нужна и физическая работа. Я понял - это мое. По окончании училища в 1957 году получил первый заказ. Для мотовелозавода нужно было сделать 3-метровую фигуру футболиста с мячом и букетом цветов из бетона. Не удивляйтесь. О бронзе тогда никто даже и не мечтал. Ее отпускали строго в соответствии с решением ЦК КПБ. Это было слишком большой роскошью. Впрочем, роскошью были и заказы. Так что, можно сказать, что я любимчик фортуны. Кстати, сразу после этого заказа я устроился на работу в только что открывшийся художественный музей. Мне дали маленькую комнатку, которая на долгие годы стала моей мастерской. Именно в ней я сделал свою первую работу, посвященную космосу. Это было 27 марта 1968 года. Я включил радио и услышал голос диктора: "Сегодня трагически оборвалась жизнь первого космонавта планеты Земля Юрия Алексеевича Гагарина"...

Это сообщение, которое Иван Якимович до сих пор помнит дословно, потрясло его до глубины души. И не только его. В тот день, наверное, плакал весь Советский Союз. Ведь Гагарин поистине был общенациональным героем. Придя на следующее утро в мастерскую, скульптор достал из шкафа фотографию знаменитого летчика-космонавта (в то время он уже коллекционировал фотографии космонавтов) и под звуки траурной музыки за день вылепил его портрет. Парадоксально, но этой работе была уготована судьба, в чем-то схожая с судьбой самого Гагарина. Судите сами. Переведя портрет в гипс, в один из погожих дней скульптор вытащил его во двор музея, чтобы он подсох. А сам пошел пообедать. Когда же Иван Миско вернулся, вокруг музея столбом стоял дым, повсюду были пожарные машины.

- Я так растерялся, - вспоминает скульптор. - Подбегаю к ним, кричу: "Тут стоял Гагарин. Ну, скульптурный портрет, белый такой, из гипса". Конечно, никто его не видел. А потом вместе с одним из пожарных я взял багор и среди догорающего хлама стал искать свою работу. Нашел. Портрет стал черным как уголь. После этого он еще долго стоял в таком виде у меня в мастерской, и от него всегда шел запах дыма и гари, который напоминал мне о пожаре... Потом было еще много работ. Одна из самых знаковых - памятник матери-патриотке в Жодино, за который с группой коллег (скульпторами А.Заспицким, Н.Рыженковым и архитектором О.Трофимчуком) мы были удостоены Государственной премии СССР. Но именно скульптурный портрет Гагарина оставил в памяти самый заметный след. Может быть, это связано еще и с тем, что спустя несколько лет его история получила неожиданное продолжение. Еще работая в художественном музее, я реставрировал скульптурный портрет первого космонавта. А когда пришла моя очередь и от Союза художников я получил новую мастерскую (в те времена существовал художественный фонд СССР, который и выделял деньги на строительство творческих мастерских), то забрал любимую работу с собой. Спустя некоторое время судьба свела меня с матерью Юрия Анной Тимофеевной Гагариной. Увидев портрет сына, она попросила, чтобы он хранился в музее на родине первого космонавта. Я пообещал, что так и будет. Но прежде нужно было отлить скульптуру из бронзы... Уже давно ушла из жизни и сама Анна Тимофеевна, и я делал надгробие на ее могиле, а просьбу-завещание матери первого космонавта до сих пор выполнить так и не могу. Нет средств. Я неоднократно просил о помощи и наше правительство, и Министерство культуры. Ведь не от своего имени хочу сделать этот подарок. От имени государства. Однако мой вопрос так и остается нерешенным...

Это был единственный скульптурный портрет космонавта, который Иван Якимович вылепил по фотографии. Всех остальных покорителей космоса Миско лепил с натуры. Вообще, как отмечает скульптор, космическая тематика - его любимая. Одних только медалей, посвященных космонавтике, у него более полусотни. На них изображения японца, француза, немца, кубинца, американца, болгарина... Как с гордостью говорит сам Иван Якимович, в его мастерской собраны космонавты со всего земного шара.

- С того момента, как я впервые услышал о космических полетах, я просто бредил этой тематикой. Я мечтал когда-нибудь попасть в Звездный городок и представлял себе, что там обязательно должна быть какая-то новая космическая архитектура. Эти фантазии развеяло знакомство с Петром Климуком, который после своего первого полета в космос уже как герой приехал в Минск. Помню, как я затащил его в свою мастерскую и начал лепить. Это был первый этюд, сделанный с натуры... Потом Совет Министров СССР принял постановление о том, что на родине первого белорусского космонавта обязательно должен стоять его скульптурный бюст. И когда я показал Петру Ильичу свой эскиз, он попросил, чтобы автором этого бюста был именно я. Тогда-то и сбылась моя мечта - Климук пригласил в Звездный городок. Он же познакомил меня и с другими космонавтами. А когда начались полеты по программе "Интеркосмос", я ездил в Звездный городок практически каждый месяц.

- Космонавты были хорошими натурщиками?

- Просто к каждому из них нужно было найти подход, расположить к себе. Безусловно, это делалось не за один день. Но у меня получалось. Хотя, конечно, были и сложности. Например, однажды я лепил польского космонавта Мирослава Гермашевского. До полета все было хорошо. А когда он вернулся из космоса с полным мешком славы, как национальный польский герой, у него сразу возникли вопросы. Мол, а почему его не поляк лепит? Аналогичная ситуация была и с монголом. Так что лучше работать с космонавтами до полета. Хотя и тут бывают проблемы. Звоню я как-то французу Жан-Луи Кретьену и предлагаю поработать часок на улице. Он соглашается. А потом приходит и говорит: "Нет, на улице я позировать не буду. Ветер. А мне через неделю на Байконур лететь. Боюсь простудиться".

Когда я первый раз попал в Звездный городок, конечно, мне очень захотелось очутиться и на борту космического корабля. И Климук даже попросил, чтобы меня проверили на разных приборах. После этого эксперимента я не то что по линии ровно пройти не смог, вообще три дня ходил по Звездному городку, как пьяный. Ведь что такое невесомость? Космонавт Виталий Севастьянов описал это состояние так: "Представь себе новогоднюю елочку, а на ней игрушки, подвешенные на тонких ниточках. Точно так в космосе люди чувствуют свои внутренние органы..."

Все космонавты, которых я лепил, стали моими друзьями. Кстати говоря, заезжая в Минск, они считают своим долгом или, может, приятной обязанностью побывать в моей мастерской. Помню, как-то заехал ко мне кубинский космонавт, посмотрел на полки и говорит: "О, как много тут моих друзей. Не надо мне больше никакой культурной программы. Я остаюсь здесь".

Вообще, наверное, не хватит никаких газетных полос, чтобы пересказать все истории Ивана Миско. О том, как за одну ночь он "сшил" новый генеральский костюм бюсту Петра Климука, который сегодня стоит в Бресте. Ведь когда вышло постановление Совмина об установке бюста на родине космонавта, он был еще полковником. А потом снова полетел в космос и вернулся генералом. Или о том, как скульптурный портрет румынского космонавта поспособствовал потеплению отношений между СССР и Румынией. Между тем когда Иван Якимович начинал работу над этой скульптурой, в Москве возражали. Мол, зачем, если с этой страной у нас плохие отношения. Никто не думал, что вскоре ситуация изменится... Это если не считать историй "гражданских". Хотя бы о том, как Миско снимал маску с всемирно известного клоуна Олега Попова. Последнему захотелось, чтобы маска "улыбалась", и поэтому пришлось подставлять лицо под горячий гипс. Обо всем этом и многом другом можно узнать, рассматривая работы на полках творческой мастерской скульптора, который плюс ко всем своим высоким званиям указом Президента недавно был награжден медалью Франциска Скорины. Спрашиваю, может быть, уже можно перестать "пачкать руки в глине" и отдохнуть?

- Нет, я просто не представляю себя без работы. К тому же осталось еще столько незаконченных дел. В частности, памятник Льву Сапеге, который должен быть установлен в Слониме. Но главное - это четырехфигурная скульптурная композиция, посвященная подвигу матерей. Я начал ее делать очень давно. Лепил с натуры. Потом компоновал. А в основу положил реальный факт, когда Анна Гагарина, Марфа Климук и Ольга Коваленок собрались в Жодино в гостях у Анастасии Куприяновой, чтобы поклониться женщине, которая воспитала пятерых сыновей-героев.

Иван Якимович, который в этом году отпраздновал свой 70-летний юбилей, думает безвозмездно передать все работы городу. Мечтает, что в его мастерской будет музей. Ведь одна только дверь, на которой с двух сторон накопилось уже около двухсот автографов самых прославленных людей современности, чего стоит! А зеркало с подписями космонавтов! Дневники, в которых скульптор описывает историю работы над портретами! Настоящие находки для потомков... А сейчас Иван Якимович ведет переговоры с начальником Центра подготовки космонавтов генерал-полковником Петром Климуком об организации выставки в Звездном городке.

- Думал, успею к юбилею. Не получилось. Может быть, в следующем году. Да и космонавтов давно не лепил. А я ведь в Звездный городок без глины не езжу. Так что хорошо, если удастся пополнить коллекцию...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter