Как живет и собирает полные залы фестивальный оркестр «Олимпия Классика»

Мелодия свободного рынка

Пять лет назад наша газета была первой, кто написал об «Олимпии Классике» — фестивальном оркестре, только–только заблиставшем на музыкальном небосклоне Минска. Художественный руководитель коллектива Михаил Снитко сравнил тогда свое детище с легендарной сборной СССР по хоккею — командой, в которую входили ведущие игроки лучших хоккейных клубов страны. Так же и «Олимпия Классика», которая объединила под одним названием звездных музыкантов из разных коллективов: от солистов Большого театра оперы и балета до артистов Президентского и Государственного камерного оркестров. «До славы советской сборной нам, конечно, пока далеко, но дайте время — и, уверен, «Олимпия Классика» еще не раз оправдает свое громкое название», — слова из того, первого, интервью Михаила Снитко действительно оказались пророческими.


Сегодня выступления коллектива раз за разом собирают аншлаги и полные залы, а на последний концерт, объединивший два величайших искусства — музыку и кино, и вовсе попали только самые расторопные: билеты в КЗ «Минск» на программу «Музыка в кино» разлетелись всего за несколько дней. Так в чем же секрет успеха: грамотном менеджменте, высоком исполнительском мастерстве или обычном везении?

— Я не считаю себя продвинутым предпринимателем. Бывал, правда, в Минске и Москве на конференциях, связанных с менеджментом, маркетингом и развитием предпринимательства в области искусства, но ничего нового, что позволило бы найти ключ к сердцу и кошельку зрителя, не узнал. Даже из уст авторитетных источников часто звучало: организация концертов — это рулетка. Потому что душа зрителя — загадка. Ведь даже суперкачественные проекты, случается, могут не найти отклика.

— Так, может, дело банально в отсутствии грамотного пиара и громкой рекламы?

— Слышал такое мнение, что продавать искусство — это то же самое, что продавать сапоги или, например, гвозди. То есть не важно, что предлагать покупателю, правильный маркетинг все сделает сам. Но я с этим категорически не согласен. Все–таки единственный верный секрет успеха — это в первую очередь высокое качество и только потом уже пиар, реклама и прочие инструменты.


Пять лет назад, когда мы только придумали идею фестивального оркестра — коллектива, музыканты которого собираются вместе на определенные проекты, — все казалось в новинку. Хотя в зарубежных странах такие коллективы — это нормальная практика, там в театрах и солистов–то штатных часто нет, их приглашают исключительно на спектакли или концертные выступления. И это, к слову, очень мотивирует музыкантов. Они знают, что с них будут требовать качество. Если его не дать, в следующий раз уже не позовут. А ведь новые приглашения — это признак успеха и востребованности любого артиста.

— Руководители коллективов не ревнуют, когда их люди выступают в сторонних проектах?

— По крайней мере, упреков в свой адрес я ни разу за эти годы не слышал. Тут еще важно понимать, что зарплаты у музыкантов и людей культуры в целом не слишком высокие. Поэтому, думаю, худруки, отпуская своих ребят, понимают: музыканты будут себя увереннее чувствовать на основном месте работы, зная, что всегда есть возможность подзаработать. Но никаких бесед с руководителями коллективов я, конечно, не провожу.

Есть еще такой момент: все музыканты — люди творческие, им интересно экспериментировать, играть в том числе и то, что в своем коллективе в силу его специфики они исполнить не могут. Мы же в «Олимпии Классике» ничем не ограничиваемся: от музыки эпохи барокко до симфорока. При этом в каждом жанре есть свои безусловные шедевры. Сколько бы ни играли «Времена года» Вивальди — каждый месяц в костеле Святых Симеона и Елены аншлаги и даже не все желающие попадают. Или, например, саундтрек к фильмам о Гарри Поттере. Это наш многолетний хит. Однажды не включили его в программу, просто не успели приготовить, так как там достаточно трудная партия для скрипок, и зрители после концерта жаловались, что пришли послушать музыку из «Гарри Поттера», а мы ее не сыграли.


— Так может, наоборот, пора знакомить слушателей с чем–то новым? Неужели даже самим музыкантам не надоело играть каждый раз одно и то же?

— Безусловно, новинки в программы мы тоже включаем. Но есть определенные маркетинговые правила. Хотят слушатели саундтреки из «Гарри Поттера» или «Имперский марш» из «Звездных войн», так почему не сыграть? На ближайшей неделе, например, у нас будет концерт в одном из столичных торговых центров к ежегодной акции «Черная пятница». Прозвучат и любимые саундтреки, и Бах с Моцартом. В общем, для каждого слушателя найдется что–то свое.

— А не боитесь такой авантюрой, концертом в ТЦ, испортить себе репутацию? Серьезный оркестр, выступающий на лучших площадках Минска, а тут — раз! — и концерт на потеху хапунам–покупателям.

— Знаете, я не назвал бы это авантюрой. И уж тем более я не делю публику на хорошую и плохую, только исходя из того, в каком месте мы для нее играем: в костеле, концертном зале или на площадке магазина. Есть у меня, кстати, хорошая история на эту тему. Когда я поступил в училище имени Михаила Глинки, в Минск приехал американский оркестр Дюка Эллингтона и дал просто потрясающий концерт, это, как сейчас помню, был высший уровень мастерства. И вот спустя время я уехал учиться в Москву и как–то в разговоре вспомнил тот великолепный концерт, на что мой собеседник чуть презрительно сморщился: «А вы знаете, что они в Америке в ресторане играют?» Да, но вот только ресторан тот был для миллионеров... То есть ничего плохого или постыдного в том, что мы сыграем в торговом центре, нет. Главное, что люди услышат качественную музыку. А где, это уже дело десятое.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter