Мелодии застывших звуков

Найдут ли работу молодые архитекторы с особенностями слуха?
Национальная библиотека, Мирский замок, могилевский музей Павла Масленикова, храмы со златоглавыми куполами, памятники архитектуры и «картинки»–коттеджи... Все они (правда, в десятки раз уменьшенные в размерах) собраны в одном месте — в творческой мастерской Могилевского архитектурно–строительного колледжа. Здешние учащиеся — победители многих конкурсов, именно их проект взят за основу при строительстве этнографической деревни в Буйничах. Между тем мало кто знает, что с недавних пор наравне с обычными ребятами здесь творят и созидают красоту глухонемые и слабослышащие. Между прочим, довольно успешно. К примеру, макет жилого дома Виктора Хомича из Кобрина в прошлом году занял 2–е место на республиканском смотре технического и декоративно–прикладного творчества учащихся средних специальных и профессионально–технических учебных заведений. Преподаватели уверяют: «У «особенных» детей таких интересных проектов — масса». Но затрудняются ответить: смогут ли они их реализовать, ведь вопрос с их трудоустройством пока остается открытым...

Передо мной — бело–голубой храм Успения Пресвятой Богородицы. Таким его увидели «особенные» ребята. Таким его скоро увидят и другие могилевчане. Церковь по проекту и чертежам учащихся колледжа строится в микрорайоне Казимировка, точнее, под церковь отдали старый 2–этажный дом, который дети перепроектировали. «Они у нас молодцы, порой такие идеи выдвигают, поинтереснее, чем обычные ребята, — гордится учениками преподаватель колледжа Василий Москалев. — Причем выполняют работу грамотно и аккуратно. Кроме храмов проектируют дома и целые микрорайоны, воссоздают по чертежам памятники архитектуры. Например, среди их творений — макет Могилевской ратуши, разрушенной в 1957 году».

Юноши и девушки с дефектами слуха учатся в Могилевском архитектурно–строительном колледже четыре года. Сегодня на архитектурном отделении их больше сорока — из Могилева, Витебска, Минска, Гродно, Кобрина, Бобруйска, Ждановичей. Конечно, нельзя сказать, что с их обучением не возникло никаких проблем. Было время, от отчаяния глотали слезы и ребята, и педагоги. Во–первых, почти никто из них не говорил. А те трое, которые кое–как изъяснялись, имели довольно скудный словарный запас. На занятиях с детьми педагоги общались через сурдопереводчиков, в общежитии помогал воспитатель, владеющий жестовым языком. Учить их пришлось не только специальным дисциплинам, но и самым элементарным вещам — ребята ведь даже сделать бутерброд или сварить себе пельмени сами не умели.

«Кураторы за ними по пятам ходили, учили, как правильно вести себя в обществе, как тратить деньги. А то ведь они стипендию получат и за 3 — 4 дня промотают все до копейки. Некоторые, к примеру, каждый день красили волосы в разные цвета, — вспоминает заведующая архитектурным отделением колледжа Ольга Кожич. — Сурдопереводчик Наталья Гавриш, спасибо ей, с утра до вечера с ними возилась. Одно время вместе с некоторыми ребятами в общежитии жили их родители, помогали адаптироваться к непривычной обстановке, найти общий язык с другими детьми».

14 ребят из первой группы, набранной 4 года назад, сегодня проходят практику в «Могилевгражданпроекте», других проектных организациях. Они молоды, инициативны, талантливы. Но приглашать их на работу (первый выпуск — в феврале) руководители предприятий не торопятся, зачем им люди без высшего образования, которые к тому же почти ничего не говорят и не слышат.

«Мы сделали все возможное, чтобы помочь этим детям раскрыться, и они доказали, что могут выполнять не только черновую работу, что они творческие личности. Увы, дорога в вуз даже для самых талантливых из них закрыта, ведь с ними нужно заниматься индивидуально, по специально разработанной программе, — переживает заместитель директора архитектурно–строительного колледжа Александр Поликарпов. — Но наши выпускники могут работать в проектном институте, дизайнерами в коммерческой структуре, руководителями кружков в тех же интернатах, откуда они к нам пришли. Они хотят чувствовать себя полноценными членами общества, а для этого им нужно знать, что после колледжа они найдут себе занятие по душе. К сожалению, такой гарантии мы им пока дать не можем при всем желании».

Общеизвестно, что гуманизм любого общества проверяется тем, как оно относится к детям, старикам, людям с ограниченными возможностями. В нашей стране немало делается для того, чтобы инвалиды имели возможность реализовать себя, чувствовали заботу и поддержку государства. Все, что нужно будущим архитекторам, — жить и работать на равных с обычными, здоровыми людьми. Однажды они поверили в то, что это возможно, не отнимут ли у них теперь некогда подаренную надежду?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter