Мелодии и мифы "Старога Ольсы"

Группа "Стары Ольса" каждый год записывает по новому альбому. Вот и сейчас готовит презентацию проекта "Скарбы лiтвiнау".
Группа "Стары Ольса" каждый год записывает по новому альбому. Вот и сейчас готовит презентацию проекта "Скарбы лiтвiнау". Ничего особенного в этом, может, и нет. Плодовитость свойственна многим группам. Но специфика "Ольсы" в том, что репертуар у коллектива не сочиненный, а реконструированный. Старые песни на давние мелодии. Подобного рода произведений уцелело не много...

Из названия альбома понятно, к каким временам обращаются музыканты. Золотой век, как принято в среде романтиков именовать эпоху Великого княжества Литовского, наверное, никогда не перестанет вдохновлять. Но деяния пращуров и их сегодняшняя интерпретация - это две разные версии истории. Музыканты группы, возрождая отдельные элементы древней культуры, как будто вживляют их в новое время. Той легкости, с которой ребята обращаются с историческим материалом, можно позавидовать.

"Мифология, несомненно, - одно из величайших изобретений человечества", - заметил Бальзак. Альбом "Скарбы лiтвiнау" напоминает "Сочинения Оссиана" шотландского поэта XVIII века Макферсона. Тот создал на английском языке собственное произведение, убедив всех - и ему долго верили, а затем и подражали, - что это перевод древнего кельтского эпоса.

В свое время один из основоположников белорусской национальной мифологии Вацлав Ластовский "обнаружил" две песни - о князе Витовте и битве под Оршей. Не назвав мест, где он их нашел, поспешил сообщить, что открыл древние тексты, сочиненные чуть ли не при великокняжеском дворе. Прошли годы, одну из песен стали проталкивать как национальный гимн. Никто не обратил внимания, что "старые" тексты уж больно отдают стихотворным слогом Ластовского, этого белорусского Макферсона. Однако Змицер Сосновский, лидер "Старога Ольсы", склонен почти безоговорочно доверять своему источнику:

- Тексты действительно меньше похожи на язык XV - XVII веков, чем на современный белорусский. Но мы полагаем, что в народной переработке сохранились аутентичные фрагменты. Наложив древние мелодии на эти копии старых текстов, мы получили близкую к первоисточнику реконструкцию.

Творчество "Ольсы", впрочем, лишь фрагментами похоже на мистификацию. Большинство музыкальных композиций - достаточно качественные "подделки" под старину. Извлекая из архивов и трудов ученых богатый материал, музыканты воплотили его в музыку, которую играли при дворах и на ратушных площадях городов Белоруссии, Литвы, Польши, других стран Европы от раннего средневековья до эпохи Ренессанса. Впервые услышать их, в том числе новые, "революционные" версии знаменитых "Полоцкой" и "Виленской" тетрадей, можно будет вечером 26 ноября во Дворце профсоюзов.

Кстати, альбома "Скарбы лiтвiнау" публика ждет уже почти год, поэтому вполне понятен интерес к нему как со стороны слушателей, так и прессы. Но иногда этот интерес приобретает экстравагантные формы. На днях, к примеру, в Интернете появился материал белорусской службы "Радио "Свобода", в котором "Стары Ольса" представлен как... коллектив, противостоящий власти.

Змицер Сосновский прокомментировал публикацию следующим образом:

- Группа "Стары Ольса" не занимается политикой. Мы занимаемся искусством. И не хотелось бы, чтобы нас кто-то использовал в своих интересах...

Что ж, исчерпывающе. Добавить нечего. Тем более что действительно вся эта странная история не имеет никакого отношения к делу, которое у музыкантов, на мой взгляд, получается очень хорошо...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter