Мелочи жизни

В сельских магазинах — товарный дефицит?

В сельских магазинах — товарный дефицит?


Приезжая из деревни Клецкого района, мои родственники первым делом устраивают «шоп–тур» по городским магазинам. Скупают в них все по списку, заготовленному загодя: начиная от лампочек, носков, колгот, заканчивая пуговицами и застежками-молниями. Почему?


— Интересно, чем же торгуют в сельских магазинах? — задумываюсь всякий раз, глядя на их покупки. Ладно бы увозили с собой компьютер или другую крупную вещь, которую не выберешь в сельском магазине, а то — сплошь мелочевку...


Но вот посетила недавно несколько деревенских магазинов Несвижского и Клецкого районов и поняла «хватательный рефлекс» своих близких.


...День выдался жарким. И когда на горизонте появилась деревня Большая Лысица, обрадовалась. Уж минералку или квас в деревенском магазине куплю точно. К моему огорчению, красивое и, похоже, недавно отремонтированное здание торгового объекта «Пралеска» было пусто. Двери закрыты. Табличка с режимом работы извещала, что открыт магазин бывает с 9 до 19 без обеда. Никакой иной информации о графике работы я не увидела. На часах было 14.40. Почему магазин не работал, оставалось лишь догадываться.


Купила минералку в магазине деревни Хвоево, недалеко от Снова. Но тамошняя картина повергла в уныние. Внутри помещения — пустая морозильная витрина, где в соответствии с ассортиментным перечнем должны были быть молоко и колбасы.


— Почему нет продуктов? — интересуюсь у продавца.


— Витрина не работает, поэтому колбасы я переложила в холодильник, — отвечает та.


— А молоко, творог, сметана? — проявляю настойчивость.


— Их привозят по вторникам...


Замечу, что до вторника оставалось целых 5 дней...


Не радовали взгляд и витрины с промышленными товарами. Нитки одного номера и двух цветов: черного и белого. Из белья — мужские «семейники» единственного размера, лампочки «сотки». Никаких гигиенических и швейных «излишеств» в виде шампуней и пуговиц... Я тут же вспомнила фанерный чемоданчик своей бабушки, где она, видевшая ужасы войны, до самых последних дней держала так называемый «военный набор»: соль, спички, свечи, пару пачек чая. Но ведь сейчас совсем другое время. И почему жители села должны ехать в город за стиральным порошком, шампунями, бюстгальтерами, детскими колготками и даже за пуговицами и тесьмой?


— Ассортиментом промышленной группы в сельских магазинах я тоже недоволен, — признался недавно вступивший в должность председатель Несвижского райпо Владимир Иокша. — Отличия от городских торговых точек весьма существенные, сразу бросаются в глаза. Будем разбираться, в том числе и с графиком работы...


Из Несвижского района отправляюсь в Клецкий. Тут продуктовая часть магазинов выглядит веселее. А вот промышленная — не очень. Все те же нитки двух цветов, отсутствие детских колгот и пуговиц. В деревне Яжевичи, правда, в продаже увидела шампунь. Может, и белье какое–нибудь найдется? Увы...


— А что вы хотите? — посетовала продавец. — Не берут у нас белье, все у частников покупают. Здесь в выходные пару предпринимательских палаток стоит, у них и качественнее, и дешевле...


Дешевле — возможно, а вот насчет качества поспорю. Своих производителей отличного белья и трикотажа у нас хватает. Только изделия их почему–то в магазины райпо не всегда попадают. А завезли бы — глядишь, и потерянный ранее покупатель сюда бы вернулся и сделал бы свой выбор в пользу отечественного товара. И лозунг бы «Купляйце беларускае!» не выглядел насмешкой над потребителем, растерянно оглядывающим пустые магазинные полки.


Осмотр ассортимента сельской торговли продолжаю в деревне Новодворки. В продаже — красные и розовые нитки, зато нет черных.


— Завоз у нас завтра, — оправдывается продавец Надежда Барковская, демонстрируя мне в качестве белья... зеленые панталоны. — Привезут лампочки, предметы женской гигиены. У нас тут всего 120 человек живет, много товаров не надо.


Между Яжевичами и Новодворками — центральная усадьба сельского Совета в деревне Щепичи. А в ней два магазина — продуктовый и промтоварный. Промтоварный, кстати, после 6–летнего ремонта открылся совсем недавно. В торговом зале стоят телевизоры, холодильники, велосипеды, посуда. А с бельем опять–таки загвоздка. «Завалялся» всего один белый бюстгальтер размера «А» стоимостью 18 тысяч рублей. Да и одежда, вывешенная в зале, рассчитана на покупателя, мягко говоря, преклонного возраста. Молодая женщина вряд ли что–то себе здесь подберет.


— Мы больше работаем по предварительным заявкам, — убеждала меня заместитель председателя Клецкого райпо Мирослава Крицкая. — Я не вижу надобности держать в магазинах маленьких деревень телевизоры и холодильники...


— Мирослава Вячеславовна, речь не идет о крупных товарах, а о мелочевке, за которой неудобно и накладно ехать в город: пуговицы, застежки, нитки–иголки...


— Мы открываем магазины в центре сельсовета, как в Щепичах. В них есть все!


Не спорю, специализированный промтоварный магазин — дело хорошее. И понимаю, что за несколько недель работы «загрузить» его товарами всех промышленных групп попросту невозможно. Может, вскоре на его полках и будет настоящее товарное изобилие... Но понимаю и другое: заказать одежду «вслепую» или неделю ждать обещанной катушки ниток деревенскому покупателю неудобно. А ведь торговля работает именно для него. Или у сельского «сервиса» свои законы?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter