Почему в магазинах чеки в старых деньгах, а у кондукторов не хватает копеек?

Мелочь, а неприятно

Ровно год назад, 4 ноября 2015-го, Президент подписал Указ № 450 “О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь”. В июле граждане увидели новые купюры и монеты. Менее чем через два месяца старые деньги из оборота будут выведены, обменять их можно будет лишь в банках.



Все ли готовы сегодня к финансовому обновлению?

— Копеечек у вас не найдется? — этот вопрос в последнее время я слышу все чаще. От киоскеров “Белсоюзпечати” и магазинных кассиров. От кондукторов пригородных автобусов и водителей минских маршруток. Удивительное дело: монеты, к которым еще полгода назад — до введения! — отношение у многих было скептичным, неожиданно выросли в цене. Не в номинальном смысле — в житейском.

— Я первые месяца два монетами не заморачивался вовсе, — говорит владелец коммерческого киоска в столичном подземном переходе площади Якуба Коласа Николай. — Приносил их домой и не считая ссыпал в копилку, к большому удовольствию ребенка. Но сегодня копилка эта не гремит, всю мелочь выменял у сына на бумажные купюры. Потому что иначе работать невозможно, хоть киоск закрывай. В странах Балтии, знаю, при переходе на евро мелочь в кассы магазинов завозили буквально мешками. А я с бору по сосенке скребу...

Но и развези у нас в стране монеты и новые купюры по кассам, еще одну проблему сегодняшнего дня это не решило бы. Потому что новые деньги сегодня — желанный гость кассиров, но персона нон грата для многих механических их “коллег”. Многочисленные вендинговые автоматы — по продаже кофе, шоколадок — либо простаивают выключенными который месяц кряду, либо “признают” исключительно старые деньги. Почему? Звоню владельцу одного из автоматов, благо номер указан на корпусе. Не пора ли, спрашиваю, поторопиться?

— Пора, — соглашается предприниматель. — Пытаюсь сейчас решить этот вопрос с Россией.

— ?!

— Дело в том, что это российский автомат, и для его переустройства на новые деньги нужны определенные детали. Само устройство для приема монет у меня уже есть, а вот окошки выдачи сдачи и специальные короба необходимо заказывать у производителя. До нового года, надеюсь, все переоборудуем.

А если не успеет? Впрочем, без кофе или шоколадки, в конце концов, можно и обойтись. Только здоровее будем. А вот про ситуацию в больницах так, увы, не скажешь. По крайней мере, в двух минских клиниках установленные в холлах автоматы по выдаче бахил все еще принимают исключительно старые деньги. Но у многих ли посетителей найдется сегодня 5-тысячная неденоминированная купюра? И проявят ли микробы должное понимание людской нерасторопности?

Спору нет, введение новых денежных знаков — мероприятие чрезвычайно сложное. В первые недели хождения новых купюр давали сбои и уличные паркоматы, и банковские кэш-ины — автоматы по приему наличных платежей. Но парковщики и банкиры эту проблему решили оперативно. В страну были приглашены специалисты компании — разработчика модулей приема банкнот. До завершения “перепрошивки” этих модулей у банковских автоматов дежурили работники — и меняли клиентам купюры вручную. А с парковок отпускали машины без оплаты. В вестибюлях же столичных вузов и в холлах студенческих общежитий многие автоматы и терминалы стоят выключенными по сей день. Даже — ну не ирония ли? — в Белорусском национальном техническом университете. Вот думаю: не проще ли было бы заключить договор о “перепрошивке” несложной, в принципе, техники с ним, ведущим техническим вузом страны, чем месяцами нести убытки от простоя техники и ждать помощи из-за границы?

В Министерстве антимонопольного регулирования и торговли проблему дефицита монет знают. И напоминают, что субъекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения имеют возможность пополнить количество монет. А вот с кассовыми аппаратами, часть которых до сих пор пугает покупателей “миллионными” чеками, все сложнее. В стране около 24 тысяч таких кассовых аппаратов (а всего — 246 тысяч), часть их связана с бухгалтерскими программами. Все это требует длительной переустановки всей системы. Все вроде объективно и понятно.



Но ведь деноминация, начавшаяся в июле, объявлена была еще в ноябре 2015 года! Однако восьми месяцев на подготовку к ней для некоторых оказалось недостаточно. 

А сегодня мы видим: не хватило и года. По данным Нацбанка, в августе из обращения изъято в три раза меньше банкнот, чем в июле, при этом банкнот мелких номиналов (100, 500 и 1000 рублей) — всего 15 процентов от общего количества данных банкнот. На 1 ноября эта цифра возросла лишь до 20 процентов. Может, стоит хождение старой мелочи, соответствующей нынешним копейкам, еще продлить на какой-либо срок?

— Это только запутает население, — считает административный директор Дискуссионно-аналитического сообщества “Либеральный клуб” Никита Беляев. — Исходя из моего опыта общения с людьми я вижу, что население, наоборот, ратует за скорейшую замену старых денег и их уход. Здесь корень проблемы — эффективность работы компаний, занимающихся вендингом. Раз им не хватило года для перенастройки оборудования, то что могут решить еще пару месяцев.

Иного мнения касательно продления сроков хождения мелких купюр 2000 года придерживается научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Олег Мазоль. Явного дефицита разменной монеты он не наблюдает, тем не менее говорит:

— Если монет не хватает, продлить хождение старых купюр на пару месяцев в самом деле было бы правильным решением. А за это время можно дочеканить недостающий объем монет. Возможно, недостаток металлических денег обусловлен тем, что монет в независимой Беларуси ранее не было. И могли оказаться не вполне точными расчеты, каков их объем необходим.

Что же касается кассовых аппаратов, по-прежнему считающих на миллионы, жить им осталось менее двух месяцев. Заместитель начальника управления организации торговли и услуг Министерства антимонопольного регулирования и торговли Андрей Мешков непреклонен:

— Последняя дата их нахождения в реестре и законность эксплуатации — 31 декабря 2016 года. С 1 января 2017 года использование таких кассовых аппаратов запрещено.


БЛИЦИНТЕРВЬЮ

На вопросы “НГ” любезно согласился ответить начальник Главного управления наличного денежного обращения Нацбанка Сергей Гайко.

— Насколько щадящий и мягкий механизм деноминации был изначально заложен Указом № 450? 

— Параллельное обращение старых и новых денежных знаков в течение полугода оправданно. Национальный банк ставил перед собой социальную задачу, чтобы максимальное количество граждан смогло расстаться со старыми денежными знаками непосредственно в организациях торговли и сервиса. В том числе и граждане, находившиеся на лечении, отдыхе или в длительных командировках.

— Сколько уже старых дензнаков изъято из оборота? И какой вы прогнозируете эту цифру к 1 января 2017 года?

— На 1 ноября из обращения изъято 93,5 процента от суммы и 50,5 процента от количества банкнот образца 2000 года, находившихся вне касс Нацбанка по состоянию на 1 июля. При этом банкноты крупных номиналов (50 000, 100 000 и 200 000 рублей) изъяты практически полностью (98,3 процента), а банкнот мелких номиналов (100, 500 и 1000 рублей) изъято лишь 20 процентов.

— Деноминация продолжается пятый месяц — при этом сегодня очевидно, что некоторые предприниматели к ней до сих пор не готовы...

— Субъекты предпринимательской деятельности, заинтересованные в развитии своего дела и стремящиеся к получению прибыли, подготовили свое торговое и платежно-расчетное оборудование для принятия новых банкнот и монет еще до 1 июля 2016 года. И Нацбанк этому всячески способствовал. Но поскольку процесс адаптации оборудования к новым деньгам является не только технически и организационно сложным, но и дорогостоящим, некоторые компании не имеют возможности быстрыми темпами завершить все работы по настройке оборудования.

— Ваш профессиональный совет людям: как после 1 января не остаться со старыми дензнаками на руках?

— Уже сегодня можно бесплатно обменять старые денежные знаки на новые в кассах банков и структурных подразделениях Нацбанка. Кроме того, использовать старые денежные знаки можно также в организациях торговли (сервиса) и таким образом проститься с ними еще до нового года. Те же, кто не успеет, смогут обменять денежные знаки образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года без ограничений и без взимания платы в течение пяти лет — по 31 декабря 2021 года.

osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter