Механизация, технология и мотивация

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ хозяйства без господдержки по итогам работы за 2012 год составила 44,5 процента. Это не просто самый высокий показатель в районе. Это, в принципе, довольно редкое явление даже в масштабах республики. Лидирует предприятие в районе в своей отрасли и по объему полученной прибыли, и по выходу зерна, мяса, молока с балло-гектара, плотность крупного рогатого скота здесь также самая высокая — около ста голов на 100 гектаров сельхозугодий. Но при этом в хозяйстве большая скученность КРС в помещениях, поэтому здесь в последние годы активно вкладывают деньги в строительство, в том числе новых зданий и ферм, в реконструкцию старых. Хотя, по словам руководителя Владимира СОЦА, рост поголовья все равно опережает стройку. Как в хозяйстве решают этот и другие производственные вопросы, каких достигают результатов, он рассказывает в беседе с корреспондентом «БН».

Это и есть «три кита» устойчивой стабильной работы СПК «Вульковский рассвет» — лидера АПК Лунинецкого района

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ хозяйства без господдержки по итогам работы за 2012 год составила 44,5 процента. Это не просто самый высокий показатель в районе. Это, в принципе, довольно редкое явление даже в масштабах республики. Лидирует предприятие в районе в своей отрасли и по объему полученной прибыли, и по выходу зерна, мяса, молока с балло-гектара, плотность крупного рогатого скота здесь также самая высокая — около ста голов на 100 гектаров сельхозугодий. Но при этом в хозяйстве большая скученность КРС в помещениях, поэтому здесь в последние годы активно вкладывают деньги в строительство, в том числе новых зданий и ферм, в реконструкцию старых. Хотя, по словам руководителя Владимира СОЦА, рост поголовья все равно опережает стройку. Как в хозяйстве решают этот и другие производственные вопросы, каких достигают результатов, он рассказывает в беседе с корреспондентом «БН».

— По Указу Президента № 332 построен у нас комплекс на 700 голов дойного стада, чуть больше месяца назад ввели в строй после реконструкции ферму на 390 голов, куда сейчас поэтапно вводим поголовье коров. То есть пошел сдвиг. Но это пока только частично решает проблему скученности скота в помещениях. Если бы нагрузка на здания была такая, как положено по технологии, результаты были бы еще лучше, чем есть. К этому и стремимся, чтобы уже и наука работала в полную силу, и соблюдались строго технологии. Словом, нужна корове «конфета», значит, надо ее дать. А если дали «конфету», надо получить отдачу на две «конфеты».

Конечно, хочется всегда большего и лучшего, чем есть, но не всегда получается. Только чтобы приучить людей работать по новым технологиям, нужно немало времени потратить. Хотя народ у нас такой, что мы это время экономим — есть с кем работать. Трудится в коллективе 270 человек.

— Не многовато для ваших 5271 гектара сельхозугодий и 2677 гектаров пашни?

— Может, нам столько людей и не надо круглый год. Но летом-то все востребованы. К примеру, мы участвуем в Государственной программе картофелеводства, овощеводства и плодоводства. В 2012-м произвели 4,4 тысячи тонн картофеля, около 600 тонн моркови. А при уборке урожая применяется и ручной труд. Вот тогда и ценна особенно каждая пара рабочих рук. И за сезон они отрабатывают с лихвой какую-то часть своих зимних зарплат. А между уборочной и посевной каждому находим применение, потому что если человека отучить от работы, то летом, осенью его не дозовешься обратно. Поэтому пусть лучше работают круглый год. Просто надо в дальнейшем расширяться, находить людям применение и давать возможность зарабатывать.

— Специалистов у вас хватает?

— На ферму, которая после реконструкции, нужен ветврач. Не везет нам с закрытием этой вакансии. А вот простых работников достаточно. Да и в целом по хозяйству людей хватает. Причем почти все взаимозаменяемы. Считаю, каждый специалист должен быть универсальным. Чтобы самостоятельно научиться чему-то новому, достаточно и среднего специального образования. Главное — желание трудиться. А какой толк от высшего образования, если человек не любит свою работу…

Был как-то на распределении в Гродненском государственном аграрном университете, и выпуск того года процентов на 70 состоял из горожан. Так бывает нередко, и не только в Гродно. Хорошо, если процентов 10 из них полюбят свою профессию и будут работать в АПК. Поэтому надо своих детей учить, чтобы возвращались обратно. Хотя сегодня и в АПК, и в сельскую местность в целом столько вложено средств, что грех жаловаться на плохие условия жизни и работы. У нас в хозяйстве, к примеру, новая школа, инфраструктура развита, жилье строится, газ провели, вода в каждом доме, все удобства. Чем плохо!

— А с ветеринаром все равно не везет… Говорите, на распределении были. И никого не привезли оттуда?

— Привез. Но и нам не подошел, и сам не горел желанием работать. Два года «отбыл» и уехал. А между тем, кстати, у нас почти все главные и просто специалисты — молодежь. Сейчас вот еще одного готовим — будет инженерный работник. В общем, есть с кем работать, а это основное для руководителя. Не будет людей — ничего не будет.

— Владимир Иванович, наверняка и районное лидерство в заготовке кормов в прошлом году во многом заслуга людей. Но ведь и применяемые технологии не на последнем месте. Какие они у вас в кормопроизводстве?

— Используем импортный пресс-подборщик-обмотчик, и зеленую массу закладываем в рулоны. Купили в прошлом году машину , которая выполняет следующие операции: прессует рулоны, обматывает сеткой, упаковывает в пленку.

— Как пришла идея ее купить? Почему выбрали именно такую технологию? Мнения на этот счет разнятся…

— Техника высокопроизводительна — раз, надежна — два. С помощью этого пресса выполнили половину от всего объема работ, который был у нас в прошлом году. Вторую половину выполняли три машины. При этом качество уборки зеленой массы и подборки соломы этим прессом безупречное. У отечественных машин ширина захвата 1,9 метра, у этого — 2,4 метра. Подбирает очень аккуратно, на полях ничего не остается. А почему пришла такая мысль? Со специалистами советовались, думали, брать или нет. Я всегда очень осторожен в таких вопросах, потому что техника дорогостоящая — миллиард рублей. Но для животноводства это ценное приобретение. А убедились в этом еще до покупки — взяли сначала для эксперимента такой пресс в одном из хозяйств, правда, другого района, не Лунинецкого. Поработал он один день у нас, и сомнения развеялись. Корм получается питательный, с высоким содержанием протеина, белка.

А поскольку у нас животноводство — главное направление, то все делаем для хорошего обеспечения поголовья КРС кормами. И если нам надо первый укос убрать с 20 мая по 5 июня, когда в кормах высокое содержание протеина, а урожайность невысокая, то мы уверены, что уложимся в сроки и не потеряем в конечном итоге на привесах и надоях. А раньше, не скрою, теряли. В том числе оставалось много массы на поле. Особенно из злаково-бобовых трав. А чем собрать? «Ягуар» гонять по полю? У нас же торфяники и минералка — совсем другая специфика работы, нежели на обычных почвах. К тому же не нужно строить хранилища для сена или занимать им уже имеющиеся помещения. Масса в рулонах прекрасно хранится под открытым небом круглый год. При этом ее сохранность даже выше, как и питательность, и отходов практически нет. Тем более для телят этот корм очень хорош по своей питательности. Вот мы и пришли к выводу, что нам эта машина нужна. Есть у нас поля, контурность которых не позволяет загнать туда весь шлейф кормоуборочной техники. Да и, к примеру, обычная машина увозит с поля 2 тонны массы, а пресс — 10 рулонов по 500 килограммов каждый. То есть 5 тонн. Вот и считайте, в чем выгода. Да, недешево обходится пленка. Но быстро окупается производительностью этой машины и качеством кормов. К примеру, добавили привеса КРС в сутки 100 граммов благодаря применению этой техники, и с 200 голов за год получили дополнительно около 200 миллионов рублей.

Кстати, в прошлом году даже помогали другим хозяйствам района в заготовке кормов.

— Купить машину — полдела. Надо чтобы в хозяйстве был механизатор, которому можно доверить эту технику.

— С такими людьми у нас проблем нет. И в целом кадровый голод, к счастью, отсутствует.

— Наверное, условия работы хорошие, раз нет проблем с работниками?

— Неплохие. И прежде всего улучшение финансового положения хозяйства дало свои результаты. Уже на данный момент работаем без кредитов. Экономические и производственные показатели неплохие.

— Но к этому надо было прийти. Судя по всему, подъем произошел с вашим участием?

— Не без этого, хотя, убежден, главная заслуга принадлежит коллективу. На предприятии работаю с 1988 года, руководителем — последние 7 лет. И помню, когда стал председателем, первое время ночами не спал. Как раз затеяли строительство МТФ по указу Президента, и в течение 10 лет надо было вернуть 11 миллиардов рублей кредитов. А между тем положение было такое, что на зарплату кредиты брали. И была она самой низкой в районе. Поэтому с новой фермой осторожничали. А не следовало, как показало время. Теперь понимаю, что с той господдержкой тогда надо было и на тысячу голов дойного стада строить — не промахнулись бы. У нас ведь все здания старые. Строились в одно время — в начале 90-х, и рушиться стали тоже одновременно — сейчас. Потому что возводили их хозяйственным способом, только молочно-товарный комплекс на 800 голов был с железобетонными перекрытиями. Вот и приходится сейчас стремительно строиться, но осторожно. Хотя ситуация довольно непростая: поголовье растет быстрее, чем мы вводим новые и ремонтируем старые помещения.

— Владимир Иванович, на ваш взгляд, на что нужно делать ставку в сельхозпроизводстве, чтобы не просто пахать и сеять, а зарабатывать деньги?

— Первое — механизация. А точнее, люди, которые работают с техникой. Это основная цепочка в сельском хозяйстве, которая обрываться не должна никогда. Поэтому и зарплата нужна соответствующая. Мы, к примеру, платим механизаторам надбавки по 20, 30 процентов от основной зарплаты.

Второе — строгое соблюдение технологий, современные методы работы. Взять то же беспривязное содержание КРС. Это же большой плюс и шаг к прогрессу, потому что, считаю, держать скот, особенно молодняк, на привязи — преступление. И антисанитария тоже. На этом теряется производительность, а значит, деньги. У нас в хозяйстве каждый знает, что технология должна строго соблюдаться, и оплата труда при этом носит стимулирующий характер. Чем выше производственные показатели, тем больше заработок. Об этом каждый знает, и люди стараются как можно лучше выполнять свою работу. То есть третье — мотивация работников. От этих составляющих и зависит общий конечный результат.

Подготовила Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter