Механический, но уже не ремонтный

ИСТОРИЯ этого завода неразрывно связана с мелиорацией Полесья. Причем не только на территории нашей республики, но и соседних регионов Украины и России. Именно для восстановления экскаваторов, другой мелиоративной техники, изготовления нестандартного оборудования для возводимых хозяйств на осушенных землях оно и создавалось. В то время это был мощный центр, который давал вторую жизнь многим машинам и оборудованию.

Теперь предприятие производит оборудование для села.

ИСТОРИЯ этого завода неразрывно связана с мелиорацией Полесья. Причем не только на территории нашей республики, но и соседних регионов Украины и России. Именно для восстановления экскаваторов, другой мелиоративной техники, изготовления нестандартного оборудования для возводимых хозяйств на осушенных землях оно и создавалось. В то время это был мощный центр, который давал вторую жизнь многим машинам и оборудованию.

Конечно, со временем пришлось поменять ведомственную и территориальную подчиненность, специализацию, пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции и номенклатуру. Но остались навыки, костяк трудового коллектива и его отношение к работе, которое сформировалось еще в первые годы предприятия. И название завода. Правда, сегодня оно уже несколько не соответствует своему назначению. Это скорее машиностроительный, а не ремонтный завод. Так считают многие работники, включая и главного технолога Владимира Навныко. Он, можно сказать, ровесник завода, проработал здесь 36 лет. На его глазах проходило становление предприятия, его взлет и смена специализации. За такое же время работы с ученицы электросварщика  до инженера по кадрам выросла Надежда Ведерникова. И таких как они, уже ветеранов, здесь не единицы. Поэтому, несколько перефразировав одну из известных песен, можно смело сказать, что его проходная вывела в люди многих.

— После распада Союза, — вспоминает Владимир Николаевич, — наша главная продукция оказалась не очень-то востребованной.  Поэтому пришлось выполнять заказы предприятий мукомольной и комбикормовой промышленности, других нехарактерных для нашей специализации ведомств. Тем более что возможности завода были очень большими.  Главным на то время было выжить, получить навыки переспециализации, которые потом очень пригодились. Нории и дробилки, цепные транспортеры,  шлюзовые затворы, оборудование для звероферм и другое — все это по сравнению с тем, чем приходилось заниматься раньше, казалось уже мелочью.

Были и сложности — с расчетами, объемами заказов. Но сегодня все это лишь частичка небольшой истории, которая так дорога ветеранам и коллективу. Руководители, да и специалисты, прекрасно понимали: так бесконечно продолжаться не может. Временное подспорье, как правило, не всегда прочное. Нужны были стабильные заказчики, требовалось наращивать объемы производства, совершенствовать специализацию, что давало больше уверенности, гарантию на перспективу. Такой нишей для завода могло стать сельское хозяйство. Тем более что  с ускоренным развитием этой отрасли требовалось все больше различной техники и прицепного оборудования, а ставка в стране делалась на отечественного производителя. Поэтому стратегическим направлением ремонтно-механического завода стал выпуск зерносушилок, валкообразователей, плющилок, транспортеров для удаления навоза, четырех-, пятикорпусных обычных  и восьмикорпусных оборотных плугов,  вентиляционных агрегатов, дискаторов для обработки почвы, граблей для заготовки сена и некоторых других видов оборудования. На сегодняшний день — это около 40 наименований. Причем отдельные изготавливаются по индивидуальным заказам.

Без преувеличения завод сегодня может решать такие же масштабные задачи, как и некоторые аналогичные промышленные объединения. Достаточно сказать, что около 70 процентов всех станков здесь с числовым программным управлением. Плюс тесные связи с Научно-практическим центром механизации сельского хозяйства НАН Беларуси, накопленный опыт, высококлассные специалисты. Казалось бы, что еще нужно для освоения продукции в сжатые сроки? Только заказы и своевременные расчеты, а все остальное — дело времени.  Так, совместно с фирмами «Лемкен» и «Полымя» здесь освоили производство  дискаторов, в которых количество отечественных комплектующих составляет уже около сорока процентов. В перспективе этот показатель планируют довести до 65—70 процентов, уменьшив таким образом и стоимость продукции. Здесь выполняют заказы для солигорского завода горно-шахтного оборудования, других предприятий республики, в том числе и по индивидуальным заказам.

На заводе работают около трехсот человек, несколько меньше, чем во времена СССР. Но и масштабы теперь не те. Не растеряли здесь и свой золотой фонд.  Для некоторых предприятие  стало вторым родным домом, считает Надежда Ведерникова. Все ветераны, а это 47 человек, по случаю юбилея были приглашены на торжественное мероприятие. В их адрес, как и передовиков производства, прозвучало немало теплых слов благодарности. Вдобавок они получили и денежные премии.

Кто-то встретился с коллегами, вспоминал прошлое, кто-то интересовался днем сегодняшним. И пускай 40-летний возраст для предприятия не такой уже и внушительный, но, невзирая ни на что, каждому работнику оно дорого.

— За пять лет по производству продукции мы выросли примерно в 2,7 раза, — говорил на торжественном собрании руководитель ремзавода Аркадий Ком. — Значительно увеличилась зарплата, улучшились условия труда, обновилось оборудование. Во всех этих переменах и успехах многочисленного коллектива, ветеранов — повседневный вклад каждого. Только сообща мы и дальше сможем успешно решать поставленные задачи.

Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

НА СНИМКЕ: токарь-расточник Владимир ВОРОЖУН обрабатывает корпусные детали для дискатора почвы.

Фото Михаила ЯГЕЛО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter