Механическая сюита для имиджа

Поможет ли сериал «Буровая» режиссера Ренаты Грицковой раскрутиться молодым белорусским актерам?
Поможет ли сериал «Буровая» режиссера Ренаты Грицковой раскрутиться молодым белорусским актерам?

Режиссер Дэвид Линч признавался, что после окончания съемок сериала «Твин Пикс» испытал горечь. Он так привязался к жителям придуманного им же самим городка, к ледяной блондинке Лоре Палмер, что напрочь не хотел возвращаться к реальности. «Твин Пикс», безусловно, до сих пор стоит особняком среди других сериалов. Изобретательный Дэвид Линч снял произведение искусства о частной жизни американской провинции — пусть и через призму эстетики абсурда. Конечно, такая картина смогла появиться только после того, как был наработан избыточный сериальный пласт, снято бесконечное количество «мыла», использовано несколько сотен километров пленки. Естественно, зритель испытал перенасыщенность стандартной продукцией и затребовал нечто совершенно иное.

По объективным причинам у нас такой продукт сегодня появиться еще не может. Потому что нет того культурного «сора», или, если хотите, почвы, из которой могла бы вырасти подобная постмодернистская штучка. Штампы сериалов, предсказуемость сюжетных ходов, актерская экзальтированность еще не переросли в объект иронии. Российские и белорусские сериалы (хотя их еще единицы) пока исполняют вполне обычные функции: развлечь зрителя, заработать и в первую очередь – «отбить» бюджет, вложенный в постановку, рекламой. Но даже самый отчаянный скептик не сможет отрицать, что сериалы становятся все более качественными. И разрабатывают все чаще специфическое профессиональное пространство, рассказывая о буднях врачей, милиционеров, модельных агентств.

Неизвестно, испытает ли горечь белорусский режиссер Рената Грицкова после того, как завершит съемки сериала «Буровая» о буднях нефтяников, но первый сериал для любого режиссера все равно что первая любовь — новые ощущения пересиливают, микшируют весь негатив, возникающий в работе.

Ренату Грицкову сегодня называют одним из самых ярких режиссеров среднего поколения, режиссеров игрового и документального кино. Она не скрывает, что самый главный страх белорусских кинорежиссеров — это остаться без работы. Конечно, Грицкова, как и большинство ее коллег, мечтает о работе над большим полнометражным фильмом. Но время диктует свои условия. Крепкая школа нашей режиссуры оказалась вполне конкурентоспособной в сериальном конвейере. Соскучившись по работе, белорусские режиссеры идут работать в сериальный цех. Назвать это компромиссом может только тот, кто далек от самой сути проблемы. Скорее, это попытка не растерять былой профессионализм, быть адекватным времени и внешним обстоятельствам, которые, увы, нам неподвластны. К тому же доверить постановку масштабного сериала опытные российские продюсеры действительно могут профессионалу, который четко и виртуозно сделает работу в срок, подчиняясь и графику, и указующему продюсерскому персту.

Действие первой части фильма «Буровая» происходило в 1950 — 1960–е годы и рассказывало о судьбах 20–летних парней, приехавших за лучшей долей в Сибирь. Она вышла три года назад и получилась довольно удачной. Если в первой части фильма звезд было мало, то во второй снимутся Татьяна Догилева и Владимир Стеклов. Заняты в работе и белорусские актеры Вера Полякова и Юлия Полубинская. Хочется, чтобы белорусских актеров за эту работу оценили по достоинству. Практика показывает, что без участия в «мыле» молодого актера сегодня, к сожалению, вряд ли можно назвать состоявшимся. Такой механический процесс, как конвейерная съемка сериала, — это необходимый опыт для имиджа и статуса. К тому же даже в этой механике чуткое ухо всегда может услышать узнаваемый шум времени и музыку кинематографического таланта. Так что не так это и скучно, как может кому–то показаться.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter