Крупнейший гидроэнергетический проект в истории Беларуси, стартовавший на Витебщине, наполовину реализован

Мегаватты Западной Двины

Концепция энергетической безопасности страны до 2020 года предусматривает снижение зависимости от природного газа, который покупается за границей. Один из путей — развитие гидроэнергетики. Она позволяет меньше тратить валюты и сохранить чистой окружающую среду. В 2012 году на Витебщине стартовал крупнейший гидроэнергетический проект в истории Беларуси — строительство на Западной Двине каскада из 4 гидроэлектростанций суммарной мощностью 120 — 130 мегаватт. На энергетический баланс страны определяющего влияния они не окажут. Это под силу лишь строящейся в Островце АЭС. Однако крупная гидроэлектростанция ежегодно позволит экономить 7 миллионов долларов на топливе и обеспечивать электроэнергией два таких города, как Орша. Проект на Западной Двине уже наполовину реализован. Две ГЭС — Витебская и Полоцкая — практически построены. Их ввод в эксплуатацию запланирован на лето. Корреспондент «СБ» побывал на самой мощной в стране Витебской ГЭС, где сейчас проходят комплексные испытания.


Витебская ГЭС — проект международный. Заказчик строительства — предприятие «Витебскэнерго», а генподрядчик — Китайская национальная корпорация по электрооборудованию (CNEEC). Мощность станции — 40 мегаватт. Четыре ее турбины вмурованы в бетон 200–метровой плотины, перегородившей реку. С плотины открывается захватывающее зрелище: с одной стороны — огромное, более 800 гектаров водохранилище, с другой — с 9–метровой высоты низвергается вниз поток воды, крутящий лопасти турбины. Машинный зал возвышается над рекой, словно 5–этажный дом, а управляют этой махиной всего два человека, наблюдающие за параметрами турбин с помощью мониторов, расположенных в центре управления. Дежурный по станции Ян Канмин, представитель китайской компании, следит за испытаниями, во время которых оборудование без сбоев должно отработать 720 часов. А начальник смены Никита Воротынцев рассказывает, что он и его коллеги уже прошли обучение на похожей станции в Китае:


— Местный персонал к работе на Витебской ГЭС, которая дала первую электроэнергию еще в декабре 2016–го, готов. Три из четырех турбин проходят испытания. Ввод станции в эксплуатацию намечен на июль.

Похожая ситуация и на Полоцкой ГЭС, которая готова на 94 процента. Из 5 ее гидроагрегатов, обеспечивающих мощность в 21,75 мегаватта, в комплексных испытаниях участвуют 4. На станции остается выполнить мелкие работы, благоустроить территорию. Ее пуск должен состояться до 30 июня.


Следующей на Западной Двине, по словам заместителя генерального директора РУП «Витебскэнерго» Павла Харитонова, должна появиться Бешенковичская ГЭС:

— Ее мощность — 33 мегаватта. Если Полоцкая ГЭС возводилась за счет кредита Евразийского банка развития, а Витебская — с помощью кредита Государственного банка развития Китая, то Бешенковичскую мы как заказчики планируем построить на условиях прямых иностранных инвестиций. Предложения по этому поводу направлены в некоторые посольства и зарубежные компании. В этом случае иностранному инвестору выделяется строительная площадка, где он возводит объект. При этом государство гарантирует, что вся произведенная электроэнергия будет у него куплена. То есть частник имеет гарантированный сбыт и возможность зарабатывать. Инвестор может владеть гидроэлектростанцией либо через какое–то время передать ее на определенных условиях государству. Все это оговаривается.

Выгоден ли проект строительства каскада ГЭС государству? Несомненно. Но, обращают внимание специалисты, его реализация не измеряется лишь выгодой от производства электроэнергии. Есть здесь и социальная составляющая. Не секрет, что порой по поводу строительства ГЭС разгораются жаркие споры. К примеру, когда речь заходит об отселении людей с территории, которая отойдет под водохранилище, и о выплате компенсаций за потерянное жилье. В «Витебскэнерго» не скрывают, что столкнулись с такой проблемой. Деревенских домов это коснулось в меньшей степени. В большей — дачников. По этому поводу предприятие — заказчик строительства провело положенные по закону общественные обсуждения. Помогали здесь и представители местной власти. Компенсации выплачены. Без недовольств не обошлось, но необходимые компромиссы найдены. Позитивных сторон у проекта гораздо больше. Если, например, до строительства станций средняя глубина Западной Двины не превышала 1,6 метра, то сейчас — на метр больше. То есть летом река превращалась в ручей, а теперь она — судоходна. А это — возможность развивать туризм, возрождать древний путь «из варяг в греки». Судоходный шлюз на Витебской ГЭС строится. На Полоцкой предусмотрено место для его возведения. На водохранилищах, где глубина достигает 8 — 10 метров, можно заниматься рыбоводством, обустраивать пляжи и площадки для отдыха...


Четвертая ГЭС — Верхнедвинская, которая изначально фигурировала в каскаде, по словам витебских энергетиков — перспектива отдаленная. Русло реки в районе райцентра нужно изучить дополнительно и на основе полученной информации принимать решение о возведении там гидроэлектростанции.

svg–vt@mail.ru

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter