Мегаватты независимости

АЛЬТЕРНАТИВОЙ нефти и газу в республике становятся собственные источники энергии. Поскольку в отношении горюче-топливного сырья наша страна является импортозависимой, то стратегическая задача сегодня и на будущее — экономия и переход на местные пока малоиспользуемые резервы. Как не раз подчеркивал Президент Беларуси Александр Лукашенко, только тогда, когда обеспечим нашу экономику энергоресурсами на 25 процентов, мы можем сказать, что суверенны и независимы.

Строительство гидроэлектростанций позволит Беларуси заменить 226 миллионов кубических метров природного газа в год.

АЛЬТЕРНАТИВОЙ нефти и газу в республике становятся собственные источники энергии. Поскольку в отношении горюче-топливного сырья наша страна является импортозависимой, то стратегическая задача сегодня и на будущее — экономия и переход на местные пока малоиспользуемые резервы. Как не раз подчеркивал Президент Беларуси Александр Лукашенко, только тогда, когда обеспечим нашу экономику энергоресурсами на 25 процентов, мы можем сказать, что суверенны и независимы.

В концепцию не вписались

В Норвегии на долю местных возобновляемых источников приходится более 75 процентов вырабатываемой энергии. А всего в мире гидроэлектростанции дают примерно 20 процентов необходимого электричества. В равнинной же Беларуси, где нет стремительных водных потоков, возможности гидроэнергетики всерьез не рассматривались. Во времена, когда газ и мазут стоили дешево, обращали внимание только на развитие крупных энергообъектов.

Тем не менее малые ГЭС строили, а как источник энергии реки использовали еще издавна, сооружая многочисленные гидросиловые установки. Возводились плотины простейшего типа высотой до двух-трех метров, и к 1941 году в республике действовало более тысячи водяных мельниц. Некоторые из них затем были реконструированы в мелкие гидроэлектростанции. По ним нет даже точной статистики: одни строились, другие прекращали работу, многие не сохранились из-за изменения водного режима.

В послевоенные годы средняя мощность возводимых ГЭС из года в год увеличивалась от 30 до 120 кВт. Всего в республике в начале 60-х годов прошлого столетия действовало около 180 станций с годовой выработкой электроэнергии 88 миллионов кВт/ч. Скажем, сельское хозяйство Беларуси в 1959 году получило от ГЭС пятую часть всей потребленной им электроэнергии.

Однако дальнейшее развитие малой гидроэнергетики прекратилось в основном из-за представившейся возможности подключения сельских потребителей к единой энергосистеме. Большинство малых ГЭС было выведено из эксплуатации или разрушено, в основном из числа мелких, принадлежавших колхозам. Они, небольшой мощности, уже проработали десятки лет, нуждались в профилактике, еще требовалось содержать обслуживающий персонал.

Конечно, в Советском Союзе было дешевое топливо, электроэнергия стоила 4 копейки за кВт/ч, а для сельского хозяйства — вообще 2 копейки. Вопрос об экономии тогда не стоял. Но эти мелкие станции работали индивидуально, удовлетворяя потребности в энергии одной деревни или даже фермы. Поэтому в концепцию развития энергетики они никак не вписывались. Впрочем, такая ситуация сложилась не только в Беларуси, а во всем СССР. Так, в 80-е годы прошлого столетия на территории Беларуси остались всего четыре гидроэлектростанции.

Одна из них — крупнейшая в республике Осиповичская ГЭС. Станция открыта в 1953 году в нижнем течении реки Свислочь, недалеко от деревни Вязье, и за это время ни разу не прекращала работу. Оборудование, в частности, генераторы одной из австрийских фирм, и сейчас на боевом посту.

Проектная мощность электростанции — 2,175 МВт, а годовая выработка электроэнергии — около 10 миллионов кВт. Этого достаточно для обеспечения социально-бытовой потребности в электроэнергии города Осиповичи. Уверен, такой пример заставит приумолкнуть скептиков, которые сомневаются в перспективах развития белорусской гидроэнергетики.

Турбинам нужен напор

Потенциал у наших рек и озер, безусловно, есть, уверен директор НП ООО «Малая энергетика» кандидат технических наук Анатолий Смирнов.

— Сейчас гидроэнергетика возрождается, но совершенно в другом качестве, поскольку существенно повысился уровень техники. Если раньше станции обслуживал многочисленный персонал, то сейчас они могут работать полностью в автоматическом режиме. Да и энергоресурсы нынче существенно подорожали. Поэтому мы и возвращаемся к возобновляемым источникам. Между тем в гидроэнергетике важна не только экономическая, но и экологическая составляющая. Вода, естественно, не дает парникового эффекта, и ГЭС совершенно безопасны для окружающей среды.

На белорусских реках насчитывается несколько сотен мест с небольшими водотоками, где возможно возведение микро-ГЭС. Однако, по мнению специалистов, там должны быть применены такие технические решения и такое оборудование, которые экономически оправдывали бы проект. Станция должна окупаться не за 20, а за 5—7 лет, иначе инвестору нет смысла вкладывать в нее средства.

Но гидроэнергетика — мероприятие дорогое. При этом велики только капитальные вложения, при постоянной работе расходы вовсе небольшие. Среди преимуществ — и длительный срок эксплуатации: для ГЭС это 50 лет и больше, а для ТЭЦ — около 25 лет.

Главная здесь проблема — эффективность использования оборудования. Гидравлическая турбина может работать с разной мощностью. Все зависит от количества воды, которая на нее попадет, и от напора, то есть с какой высоты водяной поток будет подаваться. Получается, что агрегат, который потенциально способен на режим в 50 кВт, выдает лишь 10—15 кВт. А изначальные затраты одинаковые, их сократить невозможно.

Думаю, проблема дороговизны оборудования для мини-ГЭС объясняется отсутствием массовости его применения. В нашей республике агрегаты для малых гидростанций практически не производятся, да и, наверное, массово выпускаться не будут. Нет развитого рынка, нет и предложения. С другой стороны, при высоком отечественном экономическом потенциале вполне по силам освоить и этот сегмент, который впоследствии может стать экспортно востребованным.

На Немане начало большой волны

Новое рукотворное море для сухопутных белорусов появится вскоре вблизи Гродно. Здесь на воспетом поэтами Немане завершается строительство крупнейшей в стране гидроэлектростанции.

Все работы планируется завершить в июле нынешнего года, а затем начать поэтапное включение пяти гидроагрегатов. В течение августа станция должна полностью войти в строй действующих. Именно тогда уровень воды в реке поднимется на семь метров, и на Немане появится водохранилище длиною 42 километра и общей площадью две тысячи гектаров.

Стоимость строительства оценивается почти в 120 миллионов долларов.

ГЭС будет производить 17 мегаватт электроэнергии в год. Этого вполне хватит, чтобы обеспечить потребности целого района или, к примеру, 80 процентов жилого фонда областного центра.

В перспективе на Немане планируют построить еще одну подобную ГЭС, только ниже по течению. В результате Гродно сможет полностью перейти на возобновляемые источники энергии.

Сейчас в республике в эксплуатации 41 гидроэлектростанция суммарной мощностью 16,1 МВт. Как только будет введена в эксплуатацию Гродненская, совокупная мощность гидроэнергетики Беларуси увеличится сразу вдвое. Но это, как говорится, только начало большой волны.

По словам заместителя министра энергетики республики Михаила Михадюка, согласно Государственной программе строительства ГЭС, к концу 2015 года в стране должны быть запущены 33 гидроэлектростанции. Уже сегодня идут работы на Полоцкой ГЭС. Проект осуществляется с привлечением кредита Евразийского банка развития. Заключен также контракт и разрабатывается проект строительства Витебской ГЭС. Эту самую мощную в Беларуси станцию на 40 МВт предполагается построить к 2015 году. Турецкие инвесторы будут реализовывать проекты по возведению Бешенковичской и Верхнедвинской ГЭС.

Днепр планируется осваивать в последнюю очередь — совсем уж равнинный характер реки позволяет строить там лишь малые ГЭС и с не самыми лучшими экономическими показателями. Тем не менее до 2020 года, по планам, на Днепре должен появиться каскад из четырех небольших ГЭС в районах Орши, Речицы, Шклова и Могилева. Всего по программе намечено ввести гидроэлектростанций суммарной мощностью 102 МВт.

— Выполнение таких проектов для Беларуси сегодня особенно актуально, — подчеркивает Михаил Михадюк. — Газ будет дорожать, это неизбежно, а такие станции — это уход от топливной зависимости. Пусть мегаватты небольшие, но это движение вперед.

ЕСЛИ все запланированное получится воплотить в жизнь, то к концу 2015 года в Беларуси за счет энергии воды будет вырабатываться не 48—50, а 510 миллионов кВт/ч в год. Правда, на реализацию проектов нужно более 600 миллионов долларов. Но это как раз те деньги, которые не текут как вода в расхожей поговорке, а работают с электроотдачей.

Александр ШЕВКО, «БН»

НА СНИМКЕ: крупнейшая в республике Осиповичская ГЭС.

Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter