Уже неделю длится транзитное противостояние России и Украины

Медвежья услуга «Медвежьей блокады»

Blocada_dorogi (Копировать).jpgУже неделю длится транзитное противостояние России и Украины. Случившегося не ожидал никто. Только недавно подписано межправительственное соглашение между странами на автоперевозки, определились с квотами на год, по 35 тысяч разрешений каждой стороне. Однако в, казалось бы, уже налаженный процесс вновь вмешались активисты украинских национал-экстремистских организаций. Они блокировали фуры с российскими номерами сначала в Закарпатской области, а затем и в других регионах, в том числе и на выезде из Беларуси. Для акции выбрали даже громкое название — «Медвежья блокада».

Главное требование радикалов — полный запрет российского транзита по территории страны. И правительство, в руководстве которого немалый раздрай, пошло им навстречу. Принято решение о приостановлении перемещения российских большегрузных автомобилей. Заметим, пока временно, видимо, надо провести консультации с покровителями официального Киева — США и Евросоюзом.

Но и Москва в последние годы научилась весьма жестко и оперативно отвечать на подобные демарши в ее сторону. Минтранс заявил о приостановке движения украинских грузовиков через российскую границу. Кстати, транзитным фурам дорогу не закрыли.

Есть и третья, негласная, сторона конфликта — еще одна наша соседка — Польша. Неудачно завершились переговоры между ней и Россией по согласованию разрешений на грузоперевозки. Польская сторона потребовала почти троекратного увеличения размера квот, при этом россияне оставались на прежних позициях. Компромисса не нашли, и все договоренности зашли в тупик. Российским компаниям пришлось искать пути в Европу в обход Польши. Одни повезли грузы через Литву в порт Клайпеды, а другие через Беларусь в Украину и далее в близлежащие страны. 

Транзитные потоки значительно выросли, и пока правительство молчало, местные «активисты» с попустительства властей решили взять ситуацию под свой контроль. Как по заказу на погранпереходах на украинской стороне появились импровизированные посты. Причем блокируют проезд не только фурам с российскими номерами, но и белорусским, литовским перевозчикам, которые везут российские товары.

И все же политика политикой, а бизнес бизнесом. В первую очередь страдают украинские торговые сети. Потери придется включать в стоимость остальных товаров, что чревато для небогатого населения. В случае транзитных перевозок грузы и их доставка уже оплачены немецкими, чешскими, словацкими и другими заказчиками. Ежедневно они несут солидный урон и теперь имеют полное право предъявить Украине претензии и требовать серьезных штрафных санкций.

Да и высоким властям самой «самостийной» придется ой как не сладко. Если запрет на провоз товаров через российскую территорию сохранится, то каждый год страна будет терять до 600 миллионов долларов, а то и более. Колоссальная сумма для просевшей экономики.

И еще… Россия и Польша рано или поздно придут к соглашению о новых правилах транзита, и Украина окажется в роли пешки  на запасной доске. Пока, на мой взгляд, в выигрыше Беларусь и прибалтийские государства. Именно через них может быть перенаправлен основной поток российского транспорта, следующего в страны Евросоюза. При этом, скажем, Литва, являясь членом ЕС, не сможет в отличие от Украины задерживать грузы, следующие из России. Это не допускают строгие европейские законы.

А вот правительство Украины лишь усугубило ситуацию, не замечая, что радикалы заложили мину замедленного действия в бюджет страны. Но так называемым гражданским активистам гораздо важнее открыть новый фронт в тылу. Понятное дело, воевать куда опаснее, чем шерстить чужие фуры на границе. По согласованию сторон пока введен режим «еду домой». Это позволит украинским дальнобойщикам, застрявшим в России, и российским водителям, которых блокируют в Украине, вернуться на родину. К сожалению, официальный Киев последовательно обрывает все связи с Россией, при этом зачастую на фоне идеологических лозунгов. Однако на самом деле, как в поговорке, сами же попадают в яму, которую роют. На этот раз медвежью…

shevko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter