Формула-1. Гран-при Японии

Медвежья услуга Максу Ферстаппену от FIA

В минувшее воскресенье неожиданно для всех чиновники FIA решили поставить жирную точку в споре за чемпионский титул этого сезона гонок «Формула-1». В Сузуке в рамках Гран-при Японии руководство гонки трижды «подыграло» Максу Ферстаппену, в итоге досрочно объявив его чемпионом. Тем самым стюарды оказали голландцу медвежью услугу, поскольку вызвали бурю дискуссий по поводу законности такого решения.

 

Нет, ни у кого не вызывает сомнения, что в этом сезоне действующий чемпион заслуживает титула. И с учетом имевшегося огромного преимущества в очках его окончательная победа была не за горами. Этапом раньше, этапом позже. Какая разница? Но, видно, для инспекторов FIA этот вопрос был принципиальным. Может, кто-то из них поставил на это событие большие ставки? Или кому-то очень хотелось, чтобы слава трассы, на которой совершилось чемпионство, досталась именно японской Сузуке? Возможно, когда-то мы узнаем об этом всю правду из опубликованных мемуаров людей, причастных к этой истории. 

Сначала в квалификации, когда Макс своими опасными маневрами заблокировал находящегося на быстром круге Ландо Норриса, судьи его просто пожурили, не наказав предусмотренным в таком случае неизбежным штрафом с потерей на старте трех или даже пяти позиций. Старт голландца с поула значительно повысил его шансы на победу. Затем весьма сомнительное наказание Шарлю Леклеру, главному конкуренту Ферстаппена, за его ошибку в последнем повороте последнего круга, вынесенное стремительно в течение нескольких минут без полагающегося в таком случае разбирательства и вызова к себе гонщика. В итоге пилот «Феррари» вынужден был поменяться на подиуме местами с финишировавшим третьим Серхио Пересом («Ред Булл»). Но главный сюрприз был в том, что сразу после финиша этой сложной, проходящей в дождевых условиях гонки, представители FIA решили начислять полные очки. А ведь гонщики не преодолели и 75% дистанции. 

Тут уж даже сам руководитель команды «Ред Булл» Кристиан Хорнер назвал ошибкой положение в правилах, которым воспользовались представители FIA для начисления очков за неполную в плане прохождения дистанции гонку. Сложилось впечатление, что по каким-то непонятным причинам стюарды стремились любой ценой сделать Ферстаппена двукратным чемпионом именно в Сузуке, а не на следующем этапе в Остине (США). 

Но давайте разбираться по порядку. 


Неопытные действия опытного гонщика 

Квалификация проходила на сухом асфальте, поэтому не было ничего удивительного в том, что доминировали машины «Ред Булл» и «Феррари». Результаты были близкими, но в первых двух сегментах лидеры чемпионата делали лишь по одной попытке. Их отрыва от остальных было достаточно, чтобы не беспокоиться о выходе в финал, на борьбе в котором и было сконцентрировано их основное внимание. 

В самом начале финального сегмента на японском автодроме произошел неприятный и весьма опасный инцидент. На круге выезда из боксов Макс Ферстаппен решил прогреть свои новые шины, совершенно не подумав о том, что подобные действия чреваты сносом его болида с траектории. Так и получилось. А в это время позади голландца, совершая свой быстрый круг, на всех парах мчался «МакЛарен» Ландо Норриса. В самый последний момент британскому гонщику удалось благодаря своей мгновенной реакции увернуться от «Ред Булл» действующего чемпиона, который фактически перегородил ему дорогу. Ландо пришлось даже выехать на траву, чтобы не попасть в аварию. И там уже на скользком естественном покрытии еще раз проявить свое мастерство, чтобы вернуться на асфальт. 

Инцидент тотчас же был взят в рассмотрение стюардами. Блокировка во время свободных заездов, не говоря уже о квалификации, регулярно наказывается судьями «Формулы-1». Обычно это ведет к потере трех или пяти позиций на старте предстоящей гонки. В данном же случае блокировка была вкупе с созданием опасной ситуации, ведь чтобы избежать столкновения, Норрису пришлось на большой скорости выехать за пределы трассы в непосредственной близости от бетонных барьеров. По правде сказать, тонкая-тонкая грань отделяла пилота «МакЛарен» от аварии. И ладно, если бы за рулем «Ред Булл» в роли виновника находился неопытный дебютант. Макс Ферстаппен проводит свой уже восьмой сезон, и опыта ему не занимать. К тому же в этом году гон выступает уже в роли действующего чемпиона «Формулы-1». 

Конечно, никакого умысла в этом инциденте со стороны Ферстаппена не было. Это был результат необдуманных действий. Но ошибка была очевидной, и странное дело, почему к ней стюарды отнеслись с такой снисходительностью. Заработанный Максом поул был ему сохранен, никаких штрафных санкций в виде потери позиций на старте инспекторы FIA к виновнику не применили. Пилот «Ред Булл» отделался лишь предупреждением. Хотя за последние несколько лет я уж и не припомню, чтобы не наказывали гонщика даже за менее опасные действия по блокировке соперников во время свободных заездов, тем более квалификации. 

В итоге в протоколе результат Макса Ферстаппена остался на первой строчке. Кстати сказать, время второго места, которое успел показать Шарль Леклер, отличалось от времени обладателя поула всего на 0,01 сек. Такого в этом сезоне еще не было. Хотя большим рекордом это все же не назовешь. Неоспоримым в этом плане является 1997 год, когда на Гран-при Европы сразу три гонщика проехали свой лучший квалификационный круг с разницей меньше, чем 0,001. И поскольку точность используемых хронометров была настроена всего лишь на три знака после запятой, то у Жака Вильнева, Хайнца-Харальда Френтцена и Михаэля Шумахера в протоколе было одинаковое время, а интервал между ними «0,000». 

Макс Ферстаппен

«Формула-1» и дождь, совместимы ли? 

Априори – да, совместимы. Иначе зачем же тогда существуют шины промежуточные и дождевые? Их-то как раз и создавали итальянские шинники для такой погоды. Вот только в последнее время все чаще мы наблюдали, как в угоду тем или иным обстоятельствам гонку в дождь ее организаторы превращали в какой-то фарс. Мол, современные болиды не способны ездить по асфальту с лужами. Самым примечательным конфузом был прошлогодний Гран-при Бельгии в Спа-Франкошам. Сначала долго не могли дать старт, а потом вдруг опомнились, что придется возвращать 100-тысячной массе болельщиков деньги за билеты, раз гонка не проводилась. И быстренько решили отправить болиды за машиной безопасности, хотя условия для данного решения за час до этого вынужденного старта были получше, чем в тот момент. Провозив за собой неполных два круга пелотон машин, водитель сэйфети-кара вновь увидел перед собой красные флаги, и гонка тут же закончилась. Фактически в зачет пошел лишь один круг, побив все рекорды самой короткой гонки в истории «Формулы-1». 

Однако это не помешало организаторам объявить о том, что Гран-при состоялся. Более того, были даже начислены очки. Пусть половинчатые, но все же очки. По сути дела те, полученные Максом Ферстаппеном в Спа 12,5 очков против 7,5 у Льюиса, в конце концов и сыграли решающую роль в определении чемпиона прошлого года. Тот бельгийский скандал вынудил FIA внести серьезные изменения в правила начисления очков в зависимости от пройденной дистанции. 

Помимо всего прочего, Сузука в это воскресенье отдаленно напоминала еще и события 2014 года. Тогда, если помните, случилась трагедия, стоившая жизни Жюлю Бьянки, очень перспективному гонщику, выпускнику Академии «Феррари», выступавшему под французским флагом на машине российской команды «Маруся». Уже на первых кругах нынешней гонки лишь доли секунды и считанные сантиметры отделили нас от повторения той страшной истории. 

Несмотря на дождь, руководство гонки дало старт с места. Все пилоты, весьма недовольные поведением дождевых шин, предпочли «обуться» в промежуточную резину. Возможно это, да еще и обильные потоки брызг, поднимаемых передними машинами на стартовой прямой, привели к нескольким инцидентам. Самым серьезным из них был сход Карлоса Сайнса в 12-м повороте. Испанец не смог удержать машину на безопасной траектории, ударил ее о защитные барьеры, и машина замерла на краю дорожного полотна. 


Самое страшное в этой аварии было то, что в условиях сильно ограниченной видимости разбитый болид «Феррари» находился на асфальте. И, как потом рассказывал сам испанский гонщик, он был в ужасе и только молил бога, чтобы никто из преследовавших его гонщиков не врезался в его машину. 

Выброшенный на трассу в результате этой аварии кусок рекламного баннера повредил еще и крыло на «Альфа Таури» Пьера Гасли. Француз тут же в конце круга уехал на пит-стоп, и когда он вернулся из боксов на трассу, то были двойные желтые флаги и был задействован режим машины безопасности. 

Но это не смутило французского пилота, и он явно с большей, чем того предписывали желтые флаги, скоростью, стал нагонять остальной пелотон. В это время на трассе уже появился трактор-эвакуатор, который должен был эвакуировать машину Карлоса Сайнса. Следуя за сэйфети-каром, все гонщики аккуратно объезжали место работы эвакуатора. Но из-за плохой видимости было принято решение остановить гонку красными флагами.   

Ситуация в 12-м повороте была очень схожей по своей нелепости с тем, что было здесь же, в Сузуке восемь лет назад. Едва проехала последняя машина из группы, следующей за сэйфети-каром, как эвакуатор сместился на проезжую часть. И надо же было так случиться, что именно в эти мгновения на этом участке трассы со скоростью 250 км/ч ехал Пьер Гасли. Только чудо спасло французского пилота от страшной аварии и удара болида в девятитонную бетонную плиту эвакуатора. Повезло еще и одному из маршаллов, в метре от которого пролетела в водяном тумане машина «Альфа Таури» француза. 

Как оказалось, в тот момент уже две секунды, как был объявлен режим красных флагов, и гонка была остановлена. Но только вот болиды мгновенно не останавливаются. Тем более со скорости в 250 км/ч. Эти мгновения еще раз нам напомнили, что автогонки – это очень опасный вид спорта. Особенно если кто-то из гонщиков об этом забывает. 

Возбужденный Пьер ругался затем у своего командного мостика, ссылаясь на то, что недопустимо создавать условия, подобные тем, когда погиб Жюль Бьянки. В этот момент мне почему-то захотелось напомнить французскому пилоту, что его соотечественник восемь лет назад тоже был слегка безрассудным в своих поступках. Жюль ведь тогда также ехал с повышенной скоростью в режиме машины безопасности. Потому и не удержался на траектории, соскользнув именно по тому пути, по которому за несколько минут до этого улетел в отбойники его соперник. 

Ну, а дальше просто трагическое стечение обстоятельств. Болид «Маруся» проскользил по мокрой гравийной ловушке и ударился как раз-таки в бетонную плиту противовеса эвакуатора, который уже был практически у самого выезда с трассы. Судьбу той аварии решили доли секунды и печальные совпадения. 

Взяв нынешний инцидент в рассмотрение, стюарды первым делом наказали Пьера за повышенную скорость, а затем еще и назначили большое расследование по поводу правильности алгоритма действий эвакуатора и маршаллов.  

На момент остановки гонки порядок первой «шестерки» изменился лишь за счет выпадения из нее по своей воле Карлоса Сайнса. Макс Ферстаппен, хотя и допустил пробуксовку на старте, сумел-таки удержаться за счет более быстрого болида в первом повороте в лидерах. А дальше уже было проще. Только ему можно было ехать, не опасаясь отсутствия видимости или обилия брызг от впереди идущей машины. Он был впереди всего пелотона. Шарль Леклер и Серхио Перес, а за ними Эстебан Окон и два чемпиона Льюис Хэмилтон и Фернандо Алонсо. Так значилась теперь первая «шестерка» в протоколе прерванной гонки.


Вспомнив молодость

Понадобилось 2 часа и 15 минут, чтобы условия немного улучшились, и руководство гонки могло принять решение об ее возобновлении. Машина безопасности два круга «поруководила событиями» и уехала затем на пит-лейн, предоставив гонщикам возможность самим определять скорость, с которой они способны пилотировать на мокром асфальте. 

Оказалось, что и в таких условиях нынешние болиды могут бороться. Дождевые шины вскоре сменили на промежуточные, и именно это обстоятельство позволило добавить интригу в события на трассе. «Героем дождя» стал Себастьян Феттель, который сумел с конца пелотона добраться до почетной «шестерки», оставив позади себя большинство своих непосредственных конкурентов. Более того, Себастьяну удалось даже оказаться впереди Фернандо Алонсо и Джорджа Рассела. А это для его машины «Астон Мартин» было сродни победе. 

В эти минуты немецкий чемпион наверняка вспоминал свой первый большой успех в Монце в 2008 году. Тогдашняя победа в квалификации и победа в дождевой гонке долгое время оставались рекордами «Формулы-1». 

Не даром же после финиша журналистам Себастьян признался, что готов вернуться за руль формульного болида, если понадобится кого-то заменить в следующем сезоне. По крайней мере, здесь, в японской Сузуке. 


Горькое послевкусие    

Уверенно лидируя в этой дождевой гонке Гран-при Японии, Макс Ферстаппен уверенно приближал момент своего второго чемпионства. Но Шарль Леклер держался рядом, и все показывало на то, что заработанных на этом этапе очков голландцу не хватит для гарантированного титула. И каково же было его удивление, когда уже после финиша, давая традиционные комментарии под подиумом, он вдруг увидел позади себя огромные буквы – «ЧЕМПИОН!». 

Оказалось следующее: измененные в начале этого сезона правила по поводу начисления очков ошибочно содержали фразу о том, что в случае окончания гонки под «клетчатым флагом», а не остановленной красными флагами и прекращенной потом, полагается начислять полные баллы. И это независимо от пройденной дистанции. Фактически это ошибочное положение начисто перечеркивает все внесенные изменения в регламент, которые были призваны упорядочить системы подсчета баллов после абсурдного скандала в дождевой гонке в Спа в прошлом сезоне. 

Почему в FIA неожиданно для всех решили в данном случае применить это положение, сказать трудно. Но факт остается фактом. Вполне заслуженное чемпионство Макса Ферстаппена в этом году было омрачено поспешным решением чиновников, любой ценой стремящихся убить интригу чемпионата именно в Сузуке. Медвежья услуга со стороны стюардов испортила голландцу и команде «Ред Булл» полноценный праздник. 

Даже известный бельгийский комментатор Гайтан Виньерон, по понятным причинам симпатизирующий Максу Ферстаппену, написал после гонки на своей страничке в Фейсбуке о своих разочарованиях после этого Гран-при. Весь смысл текста емко охарактеризовало его название: «Горькое послевкусие». 

Но как бы то ни было, победитель гонки в Сузуке, равно как и чемпион этого года объявлены. До окончания сезона осталось четыре этапа, в ходе которых будут определены тройка победителей в Кубке конструкторов, а также обладатели 2-го и 3-го мест в личном зачете.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter