Острый дефицит медсестер — проблемая неновая

Медсестра на вес золота

Острый дефицит медсестер — проблема не новая...

Острый дефицит медсестер — проблема не новая. Анализ вакансий, проведенный в начале лета Министерством труда и соцзащиты, показал: спрос на сестричек в городах почти в 50 раз  превышает предложение. Не хватает их и в сельской местности. Конечно, частично эту брешь закрыли нынешние выпускники медколледжей — по данным комитета по здравоохранению Мингорисполкома, только в Минске приступили к работе 443 человека. Однако сколько их задержится на первых рабочих местах — большой вопрос. Как и то, кто придет через пару лет на смену в больницы и поликлиники: в нынешнем году на специальность «Сестринское дело» в Минске недобор.


История с демографией


В Белорусском государственном медицинском колледже на 270 бюджетных мест по специальности «Сестринское дело» — 205 поступивших. Прием шел по результатам централизованного тестирования по биологии и русскому или белорусскому языку. Можно сказать, брали всех, невзирая на баллы, и взяли бы еще, да желающих просто не хватило. Даже на платные 30 мест, где был конкурс аттестатов, проходили со средним баллом 4,6. В отличие от других специальностей — «Фармация» и «Медико–реабилитационное дело» (инструктор по лечебной физкультуре, медицинская сестра по массажу), где было два человека на место.


Причин недобора несколько. Во–первых, увеличился сам план приема. Но если в прошлом году 240 мест спокойно заполнил более массовый школьный выпуск, то в нынешнем и высшие, и специальные учебные заведения столкнулись с последствиями демографического провала 90–х. Причем эта ситуация прогнозировалась давно. Во–вторых, сыграл свою роль разгул цен на жилье в столице. Ни в Белорусском государственном, ни в Минском государственном медицинских колледжах общежитий нет. А значительная часть поступающих тут традиционно из регионов. И если раньше снять квартиру было реально за 250 у.е. и многие родители на это шли, то потянуть нынешние 400 у.е. способны не все. Среди будущих 205 медсестер Белорусского медицинского колледжа всего 74 из Минска. В приемной комиссии перечисляют: «Жодино, Молодечно, Барановичи, Ивье, Островец, Пружаны, Хойники, Новогрудок, Кобрин, Бобруйск — все будут искать жилье. Повезло тем, кто из Заславля, Фаниполя, Марьиной Горки и сможет добираться на учебу каждый день».


Результаты вступительной кампании в Минском медколледже схожие: из 240 бюджетных мест «Сестринского дела» заняты 176. И ведь специалисты этих учебных заведений делали особый упор на профориентацию, за целый год охватив и минские, и районные школы. Но нынешние старшеклассники разборчивы, их волнует не только востребованность будущей профессии на рынке, но и уровень зарплаты. Поэтому они и осаждали «Фармацию». Даже если был высок риск не пройти по конкурсу, в медсестры не спешили: мол, у фармацевта зарплата 7 — 8 миллионов, а у сестричек в лучшем случае 3 — 4. И это третья причина недобора. Специалисты уверены: пока престиж профессии не поднимется, ситуация вряд ли поменяется. Теоретически даже с имеющимся набором закрыть кадровые пробелы в среднем (младшем) медицинском звене за пару–тройку лет было бы реально (в прошлом году, например, в Минске не хватало тысячи медсестер), если бы молодые специалисты в большинстве своем удерживались на местах. С этим, увы, тоже проблемы...


Не сойти с дистанции


Минчанка Анна после колледжа попала по распределению в акушерское отделение одной из городских больниц. Говорит, профессия нравилась, но через два года обязательной отработки почувствовала, что организм просто не выдерживает: «Ходила, как зомби. Из–за нехватки персонала было постоянное давление: выйдите, подежурьте дополнительные сутки. В месяц вместо положенных 7 отрабатывали по 12. Нас пришло четверо. В первый год одна поступила в вуз, другая отправилась в декрет. Еще одна девочка просто не выдержала и бросила. К концу второго года осталась только я. Правда, каждый год приходят новенькие...» Сегодня Анна по специальности не работает. Говорит, переходить в другую больницу смысла нет — ситуация везде примерно одинакова. Выходом для одних стала работа в частных, коммерческих медучреждениях. Кто–то прошел курсы массажа или косметики (где обязательно медобразование), трудится сейчас в салонах красоты, соляриях. Медсестры–то нужны везде.


Открываю наугад сайт 10–й городской клинической больницы. В разделе «вакансии» вижу: требуется 50 сестричек. Там же указана зарплата — 2,8 млн. Татьяна Сироч, начальник отдела кадров, не скрывает: «Укомплектовать очень сложно. Те, кто приходит по распределению, ждут окончания отработки. Из 10 потом уходят две–три. Есть и те, кто ушел еще раньше — в декрет. Для них это удобно, ведь это время входит в отработку. И многие, даже не выходя из декрета, увольняются, как только срок отработки выходит. Вот в этом году к нам пришли 24 молодых специалиста, из них 3 уже в декрете».


Значительная нагрузка и небольшие зарплаты делают свое дело. Операционным сестрам, анестезисткам ввели повышающий коэффициент за сложные операции, но у остальных все осталось без изменений. Чтобы сумма в расчетном листке была более–менее приемлемой, нужно брать даже не полторы, а две ставки, а это по 14 часов в сутки. Значит, придется буквально жить на работе. Выдержит такой режим не каждый. Не говоря уже о том, что нынешняя молодежь вообще не стремится работать сверх нормы, ссылаясь на личную жизнь.


По словам Татьяны Сироч, в больнице задействованы все имеющиеся возможности, чтобы удержать молодые кадры. Предусмотрены доплаты по контракту в размере от 5 до 50 процентов. Плюс оплата за интенсивный напряженный труд до 50 процентов, а также все предусмотренные законодательством доплаты по результатам аттестации рабочих мест. Иногородним помогают оплачивать проезд. Если сотрудник снимает жилье и предоставляет договор аренды — раз в год ему положена выплата 10 базовых величин. При необходимости оказывают и матпомощь. Но даже все эти бонусы, взятые вместе, пока не способны переломить ситуацию. Прибавьте сюда то, что сама профессия медсестры — непростая, предполагающая общение с самыми разными людьми, в том числе злоупотребляющими алкоголем, скандалистами и хроническими жалобщиками (а жаловаться сейчас весьма модно), и работники от них защищены не всегда...


Конечно же, всегда будут и те, кто, несмотря на трудности, останется верен своему призванию. По крайней мере, в 10–й клинической больнице заверили: посты у них не закрываются. Но, учитывая сегодняшние тенденции, надолго ли хватит таких «верных» кадров?


Цифра «СБ»


По данным управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты, на 1 июня в городах на 1.414 вакансий медицинских сестер приходилось 30 безработных с соответствующим средним специальным образованием. В сельской местности, согласно анализу баланса вакансий, недостает 63 медсестры, в то время как работу ищут всего 10.

 

Советская Белоруссия №170 (24307). Среда, 11 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter