Медовый бум

На этих ярмарках есть что попробовать
На этих ярмарках есть что попробовать

Вчера во Дворце искусств открылся медовый фестиваль, организованный Республиканским общественным объединением «Белорусские пчеловоды». Владимир Лавров приехал на фестиваль из Миорского района. Учитель по образованию, сейчас он занят своим подсобным хозяйством: семья у Владимира Васильевича немаленькая — пятеро детей, внуки. За прилавком пчеловод поставил небольшой стенд с фотографиями своего хутора: «Посмотрите, какая сказочная природа, и пчелки наши добрые, и местный мед «спокойный».

В пятницу на площадке Дворца спорта стартует «Медовый Спас–2007», главным организатором которого выступает Минский Свято–Елизаветинский монастырь. Планирует свой медовый праздник даже музей — знаменитый дом Ваньковича. Так что, судя по всему, в стране с медом все нормально.

«По природным условиям Беларусь — страна с богатыми медовыми возможностями», — считает председатель объединения «Белорусские пчеловоды» Михаил Холодинский. Но пока, по мнению Михаила Михайловича, реализуются они не на все 100 процентов. И одна из причин в том, что белорусские пасеки в основном мелкие. Крупных пасек, которые поставляют товарный мед на рынок, всего около 1.000. Большинство пчеловодов работает только на собственные потребности. Кстати, сколько их всего, никто не считает, так что и общую цифру вряд ли кто возьмется назвать. Однако бесспорно, что это увлечение набирает обороты, затягивая в свои сети и молодых людей. Кстати, даже в консервативном пчеловодстве речь сегодня идет о современных технологиях. Вот только своя индустрия пока еще находится в начальной стадии развития. По крайне мере, соседи — Россия, Польша — в деле медосбора продвинулись значительно дальше.

Если говорить о рынке сбыта, то это рынок в самом прямом и буквальном смысле. Что, впрочем, не так уж и страшно. Мед с белорусских пасек находит своего потребителя. Да меда пока и не так много — 3 тысячи тонн. Но и здесь цифра условная, точно никто не считает. Тем не менее система сбыта меда должна быть более эффективна. Дело тормозит то, что для развернутой торговли необходимо наладить расфасовку продукции, — с бидонами и бочками на мировой рынок ведь не выйдешь. Вот объединение и ставит перед собой такую стратегическую задачу. «Особенно хороши для медосбора Витебщина, северо–западные районы. В целом для развития пчеловодства не требуется огромных финансовых затрат. Например, одна молодая пчелиная семья стоит менее 100 тысяч рублей. И земли для посева медоносов хватает, одним словом, есть все условия для достижения успеха», — уверен Михаил Холодинский.

Древнейшее занятие человечества — бортничество — и сегодня не теряет своей привлекательности. Ряды пчеловодов растут, прилавки ломятся, а народ только что в соленья медок не кладет — хотя... не удивлюсь, если услышу и обратное.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter