Иногда лучше молчать, чем говорить

Медные трубы

Всегда ли человек, добравшийся до вершины, может и должен высказывать мнение по вопросам, не относящимся к футболу, живописи, танцам — к тому, в чем он профессионал?
Однажды Златан Ибрагимович предложил заменить своей статуей Эйфелеву башню. И буквально через месяц футболист «поблагодарил» всю Францию: «За 15 лет я не видел таких плохих судей, как в этой стране». И я вот мучаюсь: всегда ли человек, добравшийся до вершины, может и должен высказывать мнение по вопросам, не относящимся к футболу, живописи, танцам — к тому, в чем он профессионал? А если не просто высказывать, но и действенно, активно демонстрируя «позицию» и пытаясь ее реализовать? Почему не всех успешных людей настигает желание научить мир как надо? И почему некоторых все–таки настигает?

Вот актеры бродвейского мюзикла: заранее написали текст, подписались всей труппой, и как только будущий вице–президент США оказался у них в зале, они ему эту петицию зачитали. Хорошо еще, что не вместо мюзикла, а после. Они — певцы и танцовщики, имена большинства которых через сезон–два забудутся, — так уверены в своем праве выйти всем вместе на авансцену и прилюдно что–то там зачитать второму после Дональда Трампа человеку своего государства?

А мало мы слышали вдумчивых высказываний певцов — об экономике, шахматистов — о политике или спортсменов — о гербах и их истории? Причем все понимают, речь же далеко не всегда идет о пиаре — ну какой еще пиар нужен мюзиклу «Гамильтон», собравшему 11 премий «Тони», «Оскар» и Пулитцеровскую премию? Или Константину Аркадьевичу Райкину и его «Сатирикону», и без того известным и в лицо, и по названию? Или Сергею Владимировичу Михалку, где всего два слова «Ляпис Трубецкой» рвут на части многие залы? Это же не случай Ксении Анатольевны Собчак, где каждое написанное слово просто вопиет: «Я еще здесь! Не забывайте!» Можно, скажите, на голубом глазу «анализировать», какой Путин «неважный стратег, но блестящий тактик» и как российская власть «вполне сознательно перешла на другую сторону улицы — от элитарной автократии к популистской, от опоры на интеллигенцию к опоре на плебс»? Можно хлопать по плечам власть и интеллигенцию, не относясь к ним никаким боком?

Мне кажется, что это — некое «головокружение от успехов», а еще проще, как бабушка говорила, «разбэшчанасць». Когда человек «теряет берега» и решает, что раз уж он «самый–самый», то почему бы еще и тут не поучаствовать, и там не показать себя. Напрочь забывая при этом, что самый–самый он в очень (очень!) узкой области, — а по–другому самыми–самыми и не становятся.

Повторю, не о пиаре речь и не о популярности со всем к ней прилагающимся. О герое Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею...» И о внутренней самоиронии, если хотите. О том, что всегда имеет смысл про себя проговаривать за Жванецким: «Разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется», — чтобы и улыбнуться, и с собой, любимым, соотнести.

Еще подсыплю: почти вся современная популярная музыка выросла из рока, а тот считается музыкой протеста. Ну и много вы видели «протестующих», не умерших от цирроза или передоза, а успешно дотянувших до наших дней? А если такой пенсионер и начнет снова «заявлять протест», то от этого становится и смешно, и неудобно, разве нет? Это нормальный цикл развития личности, о котором давно сказано: «Кто в молодости не был радикалом — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума». Следуя этим «качелям» (или вопреки им), развивается общество, но разве это кому-то объяснишь? Талант и тем более успех — это ж не обязательно еще и ум.

Никому не затыкаю рот, не о свободе слова вообще разговор. И даже не о тех, кто этой «свободой слова» зарабатывает на жизнь. Высказывайся как и где хочешь, кто тебе мешает? Умные люди прочитают — многое поймут. А о чем тогда? О пресловутых «15 минутах славы», наверное... Вот взошел ты на свою вершину — но разве обязательно при этом писать петиции? И читать их — обязательно с бродвейской сцены? Многие добившиеся успеха и ставшие легендами люди без этого обошлись.

Многие — но не все. Не зря народная мудрость про «огонь, воду и медные трубы» известна со времен античности. Огонь с водой пройти легче, чем «трубы». Даже талантливым. И, наверное, особенно им.

mukovoz@sb.by

Фото smartblog.kz

Советская Белоруссия № 235 (25117). Среда, 7 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter