Олег Меньшиков: Мечты должны сбываться, даже несмотря на время, которое бежит, поджимает, подгоняет...
Олег Меньшиков в черной рубашке, стриженный по последней моде, выпорхнул на сцену, присел на высокий круглый стул в окружении оркестра... В этом спектакле нет сюжета и нет ролей в привычном понимании, есть рассказчик... После спектакля обозревателю «СОЮЗа» удалось поговорить с маэстро, который был в превосходном настроении.
— Олег Евгеньевич, как родился ваш «Оркестр мечты»?
— Из презентации на фестивале искусств «Черешневый лес». У спектакля там был большой успех. И эта сорокаминутная презентация переросла в почти двухчасовое действо. Оркестр создавался с нуля, есть несколько человек, которые были с самого начала. Среди них — Андрей Бараничев и Денис Виноградов. Им оркестр и обязан своим рождением. Уже потом я стал вторым родителем, вложил деньги и личное время. И до сих пор не жалею, что это появилось в моей жизни. Уверен, что мечты должны сбываться. Обязательно должны, даже несмотря на время, которое бежит, поджимает, подгоняет. Ведь мечта может поблекнуть, раствориться, попрощаться и уйти к другому. Вот этого никак нельзя допустить!
— Как бы вы определили жанр своего спектакля?
— Кстати, мы до сих пор так и не определили жанр: то ли это спектакль, то ли концерт.
— В программке — моноспектакль...
— Это не жанр. Это когда ты за все отвечаешь сам: ты и режиссер, и актер, и все претензии к тебе одному.
— Бывали до этого в Беларуси?
— В Минске, к сожалению, не так часто. Для меня Минск — город юности и молодости моих родителей. Папа военнослужащий, он учился в академии в Минске. А мама, как верная жена, приехала с ним и оканчивала здесь последний курс медицинского института. Так что здесь прошла их молодость, и, видимо, я был здесь спланирован.
Спектакль «Оркестр мечты. Медь» стал для витебской публики насто-ящей сенсацией.
— А в Витебске были раньше?
— Нет. У вас такое лицо, как будто я вас своим ответом обидел. Вижу: прекрасный древний город.
— На «Славянском базаре» впервые?
— Первый раз принимаем участие. Но уже ощутили энергетику, которая здесь колдует.
— Вы очень музыкальны...
— Я достаточно музыкальный человек, не очень представляю свою жизнь и творчество без музыки. Сейчас вспоминаю, как же я клял своих родителей (прости, Господи!) за то, что они меня отдали учиться на скрипку и я должен был ходить в музыкальную школу. Теперь я им благодарен за то, что приучили меня к миру музыки, что были настойчивы в своем желании. Мне тогда шесть лет было.
— Что для вас театр XXI века?
— По сути, XXI век еще впереди, а я дитя ХХ века. Думаю, театр еще ищет себя. Хотя театр в любом веке — это глаза. Я раньше не любил малые пространства, малую сцену. Сейчас понимаю, что люди хотят дотронуться до артиста. Кино — это технологии, а театр будет существовать, сколько существует человечество. Кино на сегодняшний день я не считаю искусством, потому что оно очень сильно завязано на технологиях. А в театре люди видят глаза, понимают, что все происходит сейчас, в эту минуту. Наверное, за этим они и приходят в театр, чтобы что–то случилось не на экране, а наяву.
— Какая у вас публика?
— Какая приходит в этот вечер.
— Фильм «Покровские ворота» стал фильмом–символом поколения. Когда в нем снимались, понимали, что творите реально на века?
— Нет, не понимали. Более того вам скажу: когда фильм вышел, ничего особенного не произошло. И я не проснулся знаменитым: каким был, таким и проснулся. Я шел по улице, ехал в метро — ноль внимания!
— Ваши ближайшие премьеры...
— Выйдет продолжение спектакля «Гоголь».
— Чего ждать от третьей части?
— Третья часть станет завершающей. Фильм можно увидеть по телевизору. Жанр картины мы определили как мистика и ужасы, но в некоторой степени фильм похож на биографию самого писателя.
Татьяна ХОРОШИЛОВА.
sh@rg.ru