Медицинский уход

За год Гомельский государственный медуниверситет покинули 95 иностранных студентов
За год Гомельский государственный медуниверситет покинули 95 иностранных студентов

«Как бы я хотел быть абитуриентом–иностранцем!» — заявил мне как–то знакомый, для которого вступительные экзамены в Гомельский медуниверситет закончились крахом. Видя мое недоумение, объяснил, что для поступления в вуз иностранцу достаточно иметь сертификат о среднем образовании (хотя бы с 55 процентами высоких оценок) и, конечно, деньги на обучение. Никаких тебе экзаменов и нервотрепки...

Наш разговор происходил лет шесть назад. Тогда только открылся факультет по подготовке иностранных специалистов. Руководство университета было преисполнено энтузиазма: закупили дополнительное оборудование, приняли на работу переводчиков, увеличили штат преподавателей, подготовили общежитие. Вуз имел одно важное преимущество перед другими медицинскими университетами: обучение здесь обходилось иностранцам дешевле. Вот и потянулись в Гомель желающие стать врачами граждане Сирии, Ливана, Индии, Йемена, Непала, Иордании...

С тех пор многое изменилось. Вузовские компьютеры устарели, плата за обучение выросла, налаженный быт в общежитии дал трещину, иностранцев начали отчислять, а некоторые, так и не получив специальности, сами стали покидать учебное заведение. Только за год университет покинули 95 иностранных студентов!

Не исключено, что кто–то начнет искать в этой ситуации некую подоплеку. Тем более когда с газетных страниц и телеэкранов не сходит тема активизации неофашистов в России, столкновений европейской молодежи на расовой почве. Но бритоголовые к отъезду иностранцев отношения не имеют. Да, в медуниверситете назрел нешуточный конфликт, который даже вылился в несанкционированный митинг (сами студенты назвали это собранием).

Однако суть конфликта — в финансово–бытовых проблемах. Среди основных претензий студентов — несоответствие оплаты условиям учебы и проживания, а также необоснованные, на их взгляд, отчисления земляков.

За шесть лет стоимость обучения выросла более чем в три раза. Начиналось все с 600 долларов за год. Сейчас приходится выкладывать уже 2 тысячи. На своем митинге студенты заявили, что готовы вносить и такие деньги, но при условии, что их жилье станет комфортнее. А в аудиториях они хотят видеть современное оборудование, компьютеры последнего поколения, «быстрый» Интернет.

...Студент из Сирии Альвани Абдулл Макеми сначала учился в Молдове. Окончил три курса, а затем, по совету друзей, перевелся в Гомель. Таких студентов, начинавших образование в соседних государствах, в Гомельском медуниверситете почти треть. Переводились в первую очередь из–за низких цен. И тем не менее тот же Макеми считает, что совершил ошибку: «Нужно было оставаться в Кишиневе. В Гомеле цены на обучение постоянно повышаются, а новое оборудование так и не появляется, бытовые условия не улучшаются. Очень дорого здесь стало учиться». Студенты считают рост оплаты необоснованным и настаивают на том, чтобы руководство вуза отчитывалось о расходовании денег. Требуют «прозрачности внебюджетных финансовых операций».

А вот ректор университета Сергей Жаворонок видит причину разногласий по–иному: «Все дело в том, что раньше некоторые из студентов работали на фирмы, которые привозили нам своих сограждан на обучение. Сейчас же, по приказу Минздрава, в ведении которого находится вуз, отношения с посредниками у нас разорваны. Естественно, они потеряли деньги. К тому же для поставщиков были предусмотрены определенные льготы. Тем, кто привез нам, к примеру, 10 студентов, предоставлялась скидка на обучение почти 20 процентов».

Недавний выпускник университета Камиран Мухаммад ныне учится в аспирантуре. Он делал свои подсчеты и уверен, что массовые отчисления необоснованны. По крайней мере, с экономической точки зрения: «Только за год из университета уехали почти 100 студентов. А ведь за это время они заплатили бы вузу около 200 тысяч долларов. А за шесть лет вышло бы больше миллиона!»

Но не все измеряется деньгами. Есть такое понятие, как престиж вуза. Некоторые студенты были отчислены за плохую успеваемость, неуплату и... фальшивые документы. При переводе из одного вуза в другой студенты обязаны предоставить справки — подтверждения своего образования: где и как учились, какие дисциплины изучили. Такие документы у более чем 20 иностранцев оказались «липовыми». Все выяснилось после тестирования: результаты оказались настолько низкими, что возникли сомнения в честности некоторых будущих специалистов. Официальные ответы нескольких вузов России и Украины подозрения подтвердили. А ведь некоторые из мошенников были зачислены сразу на последний курс...

Впрочем, можно много рассуждать об авторитете. Но как относиться к тому, что только в этом году в Гомельском государственном медицинском университете начали отлаживать систему платного обучения иностранных студентов? До этого, по признанию ректора, гнались за количественными показателями. Получилось: университет занял третье место по так называемому экспорту услуг среди всех вузов страны.

В основе разногласий не только обоюдные обвинения и подозрения в «нечестной игре». У некоторых иностранных студентов весь образовательный запал разбился, как говорится, о быт. Общежитие у медуниверситета только одно и всего на 200 мест. Студентов же в 10 раз больше. Жилье построено по блочной системе. В каждом блоке по три–четыре комнаты, в которых проживают два–три человека. Где–то чистота и порядок, а где–то их отсутствие. Кто как привык. Конечно, хотелось бы, как говорят местные обитатели, «чтобы в общежитии были буфет, интернет–кафе, филиал почты, обменный пункт, комнаты попросторнее, спортзал посовременнее». Но другого жилища у вуза нет.

— Этих ребят можно понять, — считает Николай Васильков, начальник областного управления здравоохранения (именно этому ведомству подчиняется вуз). — Будем досконально разбираться. В первую очередь постараемся создать благоприятные условия для проживания иностранных студентов. Но они должны активно участвовать в учебном процессе и получать достойные знания, чтобы вернуться в свои страны настоящими профессионалами.

Будем надеяться, что в ближайшее время, по крайней мере, одна из студенческих проблем будет решена. В 2008 году должно закончиться строительство современного девятиэтажного общежития на 600 мест.

Произошли и кадровые перестановки: назначен новый проректор, сменился декан на факультете по подготовке специалистов для зарубежных стран.

Итак, «курс лечения» начат. Главное, чтобы диагноз был поставлен правильно...

Фото автора.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter