Медицина у нас бесплатная. А врачи?

Врач и взятка.
Врач и взятка. На первый взгляд, это вещи несовместимые. Как может человек, посвятивший себя служению благороднейшей профессии, вымогать деньги за операцию, обследование, больничный лист, даже помещение в стационар - то есть за выполнение своих прямых обязанностей? Как можно, спасая жизнь, требовать вначале "позолотить" ручку? Увы, товарно-денежные отношения ухитряются уживаться в нашей жизни рядом с клятвой Гиппократа.

Только за последнее время в поле зрения милиции попало сразу два громких "дела врачей". Главному врачу 4-й клинической больницы предъявлено обвинение во взяточничестве и хищении государственного имущества, с поличным пойманы и трое врачей городского наркологического диспансера, работавшие в пункте освидетельствования водителей и за определенную мзду подменявшие "пьяные" анализы. А вот письмо из Солигорска от постоянной читательницы "СБ" Надежды Комаровой. "...Без денег никто не лечит, лекарства надо покупать, врачи открыто заявляют: "Чтобы я назначил лечение, надо платить". Хотелось бы думать, что автор сгущает краски, но в письме названы конкретные фамилии, которые мы по понятным причинам указывать не станем, - пусть во всем разберется руководство Минздрава. И таких жалоб на псевдобесплатную медицину в нашей почте десятки.

Правда, большинство читателей ограничиваются лишь общими рассуждениями: мол, без "зеленых" сегодня нигде не обойтись. А где это - "нигде"? Именно такая безадресность, по словам заведующего сектором по работе и контролю за обращениями граждан Минздрава Валерия Крайнего, и мешает министерству отстаивать честь мундира, наказывая виновных.

- Я понимаю, люди из маленьких городов могут опасаться за себя. Но ведь нам не столько важно знать их координаты, сколько конкретные факты нарушений. В Министерстве здравоохранения для этого существует контрольно-ревизионный отдел, который расследует факты вымогательства и финансовые нарушения тех или иных медицинских учреждений. Мы рассматриваем даже те жалобы, в которых человек побоялся назвать конкретных фигурантов: в этом случае мы проверяем, какое ему было оказано лечение, на какой основе, - тогда истина всплывает сама собой. Другое дело, что есть целая категория жалобщиков, которые пишут только для того, чтобы насолить тому или иному врачу, таких мы сразу "вычисляем" - они шлют письма сразу по нескольким адресам, меняют почерк. Что же касается жалоб по существу, то мы будем только благодарны, если люди помогут нам найти нечистых на руку медработников. Все-таки мы хотим, чтобы наши халаты оставались белыми...

Разбирательство по каждому конкретному случаю - не единственное профилактическое средство от взяточничества. Уже несколько лет Минздрав настойчиво рекомендует всем медицинским учреждениям проводить анкетирование больных, в том числе и по злободневным вопросам: "Просили ли вас покупать лекарства?" и "Требовали ли денег за лечение?". Пока эта практика прижилась не везде, но, скажем, в НИИ онкологии и медицинской радиологии подобные анкеты еженедельно обсуждаются на конференциях в присутствии всего персонала. Излишне говорить, что поводов ответить утвердительно на поставленные вопросы там практически не дают.

И все же истинные масштабы "теневого" сектора в медицине измеряются, как нетрудно догадаться, не одним количеством жалоб в высшие инстанции. Не будет большим преувеличением предположить, что каждый из нас при общении с врачом хотя бы раз стоял перед дилеммой - давать или не давать? Причем речь ведь идет не только о поборах или завуалированных "просьбах о спонсорстве", но и о желании по-человечески отблагодарить того, кто тебя лечит. Если верить старой медицинской байке, то еще первый нарком здравоохранения Семашко на вопрос: "Что ж вы докторам-то такое маленькое жалование положили?" ответил: "А доктора народ кормит..." В самом деле, есть немало людей, которые уверены, что к зубному надо идти с шоколадкой, а хирургу после операции нести бутылку хорошего коньяка. Когда мой 2-летний сын затолкал себе в нос гайку, мы с мужем тоже были только рады отблагодарить банкой кофе приехавшую за 10 минут бригаду "скорой". Очень точно объяснила этот "инстинкт подношений" моя подруга, которая обязана жизнью своего ребенка опытной акушерке: "Если я ничего для нее не сделаю, то просто перестану себя уважать". В какой-то мере мы сами провоцируем подобную "двойную бухгалтерию", потому что в глубине души думаем, будто при своих скромных окладах врачи, занимаясь нами, делают одолжение. Мол, лечиться даром - даром лечиться.

Какова рыночная стоимость услуг квалифицированного специалиста, нетрудно определить по прейскуранту частных медцентров, где, кстати, вынуждены подрабатывать многие доктора, чтобы свести концы с концами в семейном бюджете. К примеру, диагностическое исследование обойдется вам от 5 до 30 у.е., пломба в зубе - от 10 у.е., консультация специалиста - от 5 у.е. (врач высшей категории) до 10 у.е. (профессор). Один из самых дорогих врачей - педиатр, годовая программа обслуживания на дому ребенка до года обходится в некоторых клиниках в 300 у.е. Зарплата врача, работающего не "за взятки", а за гонорар, напрямую зависит от того, сколько у него клиентов, конкуренция здесь жесточайшая, а потому о дополнительных подношениях не может быть и речи. Между тем в государственной больнице за внеплановую операцию хирург не получит даже 50 центов, то есть в 10 тысяч раз меньше своих иностранных коллег. Чтобы содержать семью, он берется за любую работу, дежурит ночами, в выходные и праздничные дни. Уходит из дома в 6, возвращается в 9, большую часть этого времени в его руках чья-то жизнь...

Конечно, небольшая зарплата - не оправдание, взятка всегда отвратительна. Но слишком уж велик соблазн найти компромисс между окладом и реальной ценой врачебного труда. Недаром поборы "по-медицински" все больше напоминают незаконное предпринимательство: хочешь, чтобы у твоей койки дежурили круглыми сутками, - плати. Плати за комфортную палату, за аккуратный шов, за суперсредство от экземы по личному рецепту дерматолога. То есть выкладывай наличные не за лечение, а за его уровень, качество.

Многие наши читатели называют взяточничество медперсонала "чумой века". Это действительно болезнь медицины, но с хворями общества у нее одни корни. И ее не излечить ни судебными разбирательствами, ни газетными статьями. Пока доктор - специалист, который дольше всех учится в институте, который несет за генофонд нации профессиональную ответственность, - не получит зарплату сообразно своему труду, взятки, увы, останутся атрибутом нашей жизни, как бы с ними ни боролись. Между тем есть у Министерства здравоохранения в запасе еще одно средство борьбы с мздоимцами - расширение платных услуг, которое ожидает нас в самое ближайшее время. Ведь одно дело - "подмахивать" липовые больничные и совсем другое - работать так, чтобы к тебе выстраивались желающие с кассовыми чеками. Пусть те, кто требует с нас сегодня "конвертик", докажут, чего стоят на деле их услуги.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter