Медицина не может быть провинциальной

Вот так повезло! В гостиничном номере было тепло и уютно, а меня всю ночь знобило, одолевал кашель, в горле першило.
Вот так повезло! В гостиничном номере было тепло и уютно, а меня всю ночь знобило, одолевал кашель, в горле першило. Утром пришлось идти к врачу. Впрочем, случившееся в командировке недомогание на сей раз пошло на пользу делу. Удобный повод проверить то, о чем написал в редакцию житель Рогачева Валерий Адамович Щуревич.

Последнее время я стал частенько прибаливать. Если бы не болезнь, обходил бы нашу поликлинику за 10 верст. Придешь за талоном первым, а дадут третий, четвертый или пятый. Но и это не гарантирует, что попадешь к врачу в свою очередь. Можешь прождать под дверью час или два, - сетовал Валерий Адамович. - То участник войны идет, то инвалид, то женщину с маленьким ребенком надо пропустить, то врач или медсестра ведут своих родственников и знакомых. Вот и получается - номер в талоне мифический. Реальная очередь в два-три раза длиннее, никто ее не регулирует.

На двери каждого кабинета написано, что врач принимает с 8 часов. Значит, в это время он уже должен быть готов к работе и начать прием. Но врачи очень часто опаздывают, долго переодеваются. Проторчишь в поликлинике полдня на нервах, а после такого лечения домой еле ползешь.

Вот, собственно, и все претензии пациента к своим целителям. Ни конкретных фамилий, ни дат визитов в поликлинику В.А.Щуревич не указывал. А к очередям нам не привыкать. Так стоит ли обращать внимание на такие мелочи? Главное - лечили бы хорошо, а за здоровьем можно и постоять. Не знаю, кого как, а меня подобные мелочи останавливают всякий раз, как только подумаешь о том, что надо обратиться к врачу при первых признаках болезни. Вот и терпишь, пока можешь. С такими грустными мыслями оказалась я в рогачевской районной поликлинике, где в этот ранний час ждали открытия регистратуры десятка три человек.

В 7.30 работу начали сразу три регистратора - так что особых проблем с получением талонов не возникло. Порадовало и другое: четкая информация на стенде о порядке приема, о необходимости профилактических обследований. Талон к терапевту приезжей дали сразу. У другого окошка хотела записаться к хирургу. Оказалось - принимает без записи и без талонов. А у третьего - к узким специалистам - решила слукавить. Когда просила талон к офтальмологу, назвалась местной жительницей. Увы, бдительного регистратора провести не удалось - без отметки о флюорографии путь к врачу был отрезан. К кабинету флюорографии тянулась длинная очередь. Ждать предстояло долго, но сил на это не было. Так что отправилась я лечиться, согласно выданному талону N 1, к терапевту Зое Кулик.

Похоже, в одном автор письма оказался прав. В 8 утра ни в одном из кабинетов на втором этаже прием еще не начался. Да и пациентов, надо признать, было пока негусто. Час пик наступил позже, когда подоспели в райцентр автобусы из деревень.

У кабинета N 207 я оказалась единственной пациенткой. Однако ждать пришлось еще минут 15. Пробегавшая мимо медсестра меня почему-то не замечала. Наконец-то появилась моя спасительница - врач Зоя Аркадьевна Кулик. После осмотра выписала рецепт, дала рекомендации по лечению, спросила, не нужно ли освобождение от работы.

Офтальмолог Вячеслав Андреевич Козырев работал в этот день не только за себя, но и за двух коллег, отсутствовавших по причине болезни и отпуска. У кабинета терпеливо дожидались приема не менее полусотни человек. Любовь Васильевна Вырко из деревни Красница делала третью попытку. Первые два раза попасть ей не удалось. На сей раз повезло - талон заказала по телефону. Рано утром позвонила в регистратуру - оставили.

- Главная проблема не в том, чтобы попасть к врачу, - сказала Любовь Васильевна. - Мне часто приходится бывать у эндокринолога. Никаких трудностей с этим не возникает. Трудность для многих сельчан в другом - как из деревни добраться до райцентра, успеть вовремя на прием, а потом вернуться домой. К нам автобус ходит всего два раза в неделю лишь утром и вечером, а в другие деревни - и того реже.

Меж тем очередь у кабинета продолжала расти. Возле двери незаметно образовалась еще одна. Льготники - ветераны, инвалиды, родители с детьми - теснили оталоненных. Напряжение росло, начались разборки. Когда очередной счастливчик, попавший на прием, вышел от врача, в кабинет дружно хлынули сразу человек пять. Доктор Козырев обреченно вздохнул, но за дверь никого не выставил, непостижимым образом умудрившись в течение нескольких минут принять всех.

Лишь после этой атаки выглянула медсестра и принялась устанавливать порядок. Очередь пошла быстрее. Оставалось только позавидовать работоспособности, профессионализму и выдержке Вячеслава Андреевича. В этот день он принял 117 человек, однако до личного рекорда, установленного накануне, когда у него на приеме побывали 143 человека, недотянул.

К слову, знаю, что подобные картинки с натуры можно увидеть не только в районном центре, но и в столичных поликлиниках. Они из числа тех болячек нашей медицины, о которых минувшей осенью так остро говорил на рабочем совещании по проблемам здравоохранения Президент. Но здесь, в провинциальной амбулатории я увидела и другое. Сложнейшая отрасль работает, врачи и другой персонал стараются не опускать планку, для людей делается все возможное. В данном случае это заслуга и трех вертикальныхинстанций - райздрава, облздрава и Министерства здравоохранения...

А лечат в Рогачеве хорошо. В минувшем году в районное территориальное медицинское объединение не поступило ни одной обоснованной жалобы. Внедряются новые методы диагностики и лечения, такие, к примеру, как лапароскопические операции на желчном пузыре. Все остро нуждающиеся больные охвачены ультразвуковой диагностикой. При поликлинике в две смены работает дневной стационар на 8 коек, практически заменивший 60-коечное больничное терапевтическое отделение. В течение года в нем пролечилось 964 человека.

За 3 года массового флюорографического обследования (в 2000 году его прошли 95 процентов населения района) заболеваемость туберкулезом снизилась на 40 процентов. В ближайшее время обследование будет проводиться с помощью новейшего оборудования, которое сейчас устанавливается в поликлинике. По словам врачей, это уменьшит лучевую нагрузку, сократит очереди.

Особая забота рогачевских медиков - дети. Показателен такой факт: младенческая смертность по сравнению с 1999 годом сократилась в 5 раз. В минувшем году было лишь 2 столь печальных случая. Накануне нового года районный родильный дом получил международное признание. В полученном сертификате удостоверяется соответствие данного медицинского учреждения Республики Беларусь глобальным критериям Всемирной организации здравоохранения и детского фонда ООН Больница, доброжелательная к ребенку.

Хотя, как сказал главный врач районного территориального медицинского объединения Игорь Леонидович Машуков, проблемы есть, но мы их решаем. Сказываются и финансовые сложности, и сельская специфика - своего рода сезонность лечения. В разгар весенне-летней страды, когда день год кормит, в деревне болеть некогда. А зимой сельчанам самое время подлечиться, поправить здоровье. Поэтому так велик в поликлинике наплыв сельских жителей в зимние месяцы. Да и специалистов в районе не хватает. Нагрузка на одного врача в поликлинике превышает нормативы на 20 процентов. На сегодняшний день имеется 21 вакансия, особенно нужны педиатры, участковые терапевты на селе.

И все же лучше не болеть. Вернувшись из командировки, я несколько дней промаялась с кашлем и температурой, надеясь переходить простуду (жалею, не послушалась советов Зои Аркадьевны Кулик). А потом все-таки отправилась в минскую 16-ю поликлинику получать бюллетень: очередей в ней было гораздо больше. Терпеливо прождав больше часа, прошла флюорографию. А вместо офтальмолога в регистратуре мне порекомендовали очень опытную медсестру...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter