Медики предлагают пациентам идти в ногу с прогрессом

Об информатизации медицины в последнее время говорят много и охотно...

Об информатизации медицины в последнее время говорят много и охотно. Особенно в Минске, где с очередями у регистратур борются в том числе и при помощи современных технологий, о которых раньше и помыслить не могли. И ведь каждый год предлагают что-то новое! Действительно, технические решения - уже не роскошь, а реальное средство сэкономить время. Как свое, так и доктора. Нужен талончик? Заказывай через интернет или инфокиоск. Бери электронный рецепт. Консультируйся с врачом в режиме онлайн. Не исключено, что скоро подобный подход подхватят и за пределами МКАД. Но готовы ли пациенты к технической революции?


Талон выдает интернет


Уже не первый год записаться на прием к врачам минских поликлиник можно не отходя от компьютера. Медики не перестают подчеркивать преимущества новинки: перевели дух медрегистраторы, поскольку система работает полностью в автоматическом режиме. Что уж говорить об удобстве для пациента! Факт: сегодня это самая востребованная у них интернет-услуга. В среднем минская поликлиника ежедневно выделяет на онлайн-запись от 6 до 40 талонов: количество зависит от укомплектованности врачами и численности обслуживаемого населения. Кроме того, лимит талонов периодически корректируют, ведь один день интернет-пользователи разбирают стопроцентный запас, а на другой - лишь 30 процентов. А сотрудники 19-й центральной районной поликлиники одни из первых шагнули вперед - параллельно внедрили еще и мобильную версию своего сайта. Результат? Число талонов для интернет-заказа увеличили вдвое.


Впрочем, очереди у регистратур не исчезли. Одно дело - те, у кого нет компьютера. Но почему немало среди ожидающих и активных пользователей интернета? Оксана Лосева, жительница микрорайона Масюковщина, объясняет: "На сайте нашей 12-й поликлиники выбираешь из врачей-специалистов, скажем, невролога - а свободных для онлайн-заказа талонов нет как минимум до конца месяца! Вся надежда на привычную регистратуру".


Автолюбители предпочитают инфокиоск


Для тех, у кого нет возможности выйти в интернет, сегодня во 2-й, 6-й и 34-й центральных районных поликлиниках Минска и в 26-й, 28-й, 33-й, 35-й городских установлены специальные инфокиоски. Можно сразу же распечатать талон. Потерял? Терминал выдаст его повторно.


Востребована ли такая новинка? Отправляюсь в 34-ю поликлинику. Не заметить здесь инфокиоск невозможно - стоит практически у входа. А вокруг - никого, в то время как очередь в регистратуру все длиннее. Беру инициативу в свои руки: несколько минут путешествую по меню инфокиоска. Заприметив мои манипуляции, подходят пару пенсионерок, но тут же возвращаются обратно в очередь: "Деточка, я с банкоматом еле справляюсь..." Вызываюсь помочь одной из бабушек. При регистрации на сенсорной клавиатуре инфокиоска нужно набрать свою фамилию, адрес. Бабушка, вздыхая, ищет нужные буквы, ошибается, путается... Увы, к таким манипуляциям пожилые, видимо, пока не готовы. К концу рабочего дня ситуация, однако, заметно меняется. Теперь очередь выстраивается уже возле инфокиоска, ведь для собравшихся автомобилистов, желающих пройти медкомиссию, компьютеры - дело привычное.


Врач по первому "клику"


Через интернет уже можно вызвать и врача на дом. Но, увы, пока этой услугой пользуются не более 10 человек в день. Почему? Многие и рады бы не набирать раз за разом номер поликлиники, но интернет-услуга доступна лишь в первой половине дня. В остальные часы вызывать врача придется, как прежде, - по телефону. Нюансы уточняет Елена Островская, ведущий инженер-программист 6-й центральной районной клинической поликлиники: "Такое ограничение сделано по просьбе медиков из-за особенностей графика работы. Еще один важный момент: воспользоваться услугой могут лишь пациенты, официально прикрепленные к поликлинике и проживающие на территории, которую она обслуживает".


От бумаги - к цифре


Отпечатанные на компьютере рецепты вместо привычных, неразборчиво написанных тоже уже не в диковинку. Эта новация появилась года полтора назад. А скоро, обещает Виктор Сиренко, председатель комитета по здравоохранению Мингорисполкома, и вовсе рецепт можно будет получить на электронном носителе. Правда, речь пока только о долго или часто болеющих людях и не о льготных лекарствах. Пациенты, кому уже удалось почувствовать разницу, только "за", ведь с виртуальным рецептом уж точно не придется бегать по аптекам с надеждой, что хоть один из провизоров разберет, что же там выписал доктор.


Идет и разработка электронных медкарт. Виктор Сиренко отмечает: "Новинка даст возможность каждому получить консультацию в любом медучреждении. На приеме врачу достаточно будет набрать фамилию, инициалы и другие сведения о пациенте и получить всю информацию о его заболеваниях и обследованиях".


Спросите - вам ответят


Разгрузить поликлиники стараются даже при помощи обычных телефонов. Вот-вот в Минске появятся колл-центры для медицинских консультаций. На связь выйдут и терапевты, и хирурги, планируют привлечь и золотой фонд - опытных врачей, вышедших на пенсию. Звонок в такую службу будет платный, но, обещают, доступный. Медики признаются: есть здесь и скрытая цель - слишком частые визиты постоянных клиентов съедают уйму времени у врачей, особенно у загруженных под завязку терапевтов.


А готовы ли пациенты платить за звонок? Интересуюсь у нескольких человек в очереди к терапевту. Одна из пенсионерок, Алевтина Адамовна, явный завсегдатай поликлиники, только отмахивается: "Пока к доктору лично не придешь, разве он чем поможет? Да и слышу я плохо..." Возможно, это просто дело привычки. На Западе семейные врачи едва ли не половину времени посвящают именно телефонному консультированию подопечных. Только, как правило, такой дистанционный прием - уже повторный: пациенту нужно что-то уточнить, с чем-то определиться... Это не скорая помощь. Хотя минские диспетчеры, принимающие вызовы по 103, готовы консультировать по телефону с 14.00 до 20.00, всячески рекламируют свою услугу, но бывают дни, когда не принимают ни одного такого звонка. Хотя в целом где-то 5 процентов обращений в "скорую" заканчиваются сейчас все-таки квалифицированным советом...


Еще вариант - разделы "Вопросы - ответы" для пациентов, они есть практически на всех сайтах поликлиник, на некоторых - в режиме онлайн. Так консультируют минчан и медики городской станции скорой помощи: отправляешь письмо с вопросом на адрес smp_minsk@tut.by - и в течение четырех часов получаешь ответ. А на базе Минского консультационно-диагностического центра практически каждую неделю проводят видеоприемы через Skype врачи-специалисты. Отличный шанс? Увы, сотрудники центра показывают журнал обращений: обычно поступает два-три звонка, а то и вовсе никто не обращается. Неужто и правда пациентам проще часами выстаивать очередь, нежели освоить пару-тройку простейших технических манипуляций?


Компетентно


Дмитрий Шевцов, член Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей:


- Кто-то мгновенно подхватывает новшество, иной по природе консерватор и привык действовать традиционно. Однако вопрос все же не в привычках и характере людей, а в отсутствии единой стратегии в области информационного совершенствования амбулаторной сети страны. Ведь, к примеру, установить инфокиоск может позволить себе не каждая поликлиника. Попросту не хватает средств. Пока мы можем лишь мечтать о наличии возле каждого врачебного кабинета информационного табло, на котором загорается порядковый номер талона пациента, что практикуется, например, в амбулаториях Стокгольма и очень помогает снять напряжение в очереди.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter