Новое явление для белорусской школы - медиация

Медиации учат в школе

Новое явление для белорусской школы - медиация
В Боровлянской средней школе Минского района появилась уникальное нововведение – служба медиации “Примирение”, где в роли посредников-миротворцев выступают сами школьники. Педагоги-психологиздесь стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в самых сложных ситуациях или когда разногласия наблюдаются между взрослыми: учителями, родителями, учителями и родителями.



Для белорусских учреждений образования, в отличии, например, от России, где школьная медиация развивается в течение последних 16 лет, такой опыт в новинку. К слову,одна попытка по внедрению медиации в учреждениях образования Беларуси уже предпринималась пять лет назад. Тогда из нескольких средних учебных заведений Минска и Минской области отобрали по одному психологу и учителю для обучения медиации. Однако эксперимент тогда  не удался, так как не были задействованы сами дети, их медиации не учили. В итоге «мирные» инициативы взрослых конфликтующим школьникам оказалисьпопросту не интересны и на контакт они шли не слишком охотно.

Зато в Боровлянскойсредней школе служба медиации прижилась и пользуется все большей популярностью. Ребята-медиаторы, прошедшие специальное обучение, постигшие азы конфликтологии,  помогают как одноклассникам, так и другим мальчишкам и девчонкам помириться, найти общий язык и выход из любой непростой конфликтной ситуации, сложившейся в школе, где , как известно, ссор и непонимания всегда хватает. Сегодня из 60 обучившихся ребят медиаторами в школе работают 20 активистов.



- Школьный медиатор в процессе приватного и конфедициального разговора с обеими сторонами, должен выявить движущие мотивы конфликта, создать условия для лучшего понимания сторонами друг друга и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех, - раскрывает секреты своей работы юный медиатор, ученица 9 «А» класса Виктория Бутримович. –Мы подводим конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства, постарались осознать, какие неприятности, боль, страдания причинили друг другу. Стараемся помочь увидеть ситуацию со стороны, став на место друг друга. Как правило, пранализировав свои действия, высказанные обиднве слова, ребята понимают, что были не правы, раскаиваются. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примерения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.

Первыми, кому помогла юный медиаториз 9 «А» класса были ее одноклассница. Две девочки периодически конфликтовали без веской причины. Одна из них очень вспыльчивая, человек настроения, находясь не в духе, могла неожиданно обидеть, оскорбить другую. Вторая девочка в силу своего спокойного характера, не могла дать отпор, отмалчивалась, обижалась, плакала, очень близко принимая к сердцу все происходящее. Выяснив, что обе хотят помириться (это первое и главное условие), для разрешения этого конфликта медиатору оказалось достаточно поговорить по отдельности с каждой, убедить взглянуть на ситуацию глазами друг друга и вскоре конфликты прекратились.

- В школе возможны различные неприятные ситуации, комментирует педагог-психолог, куратор школьной службы медиации «Примирение» Ольга Ивановна Лищенко. - Дети могут подраться, испортить чужую дорогую вещь как нечаянно, так и умышленно, взять не свое. В зависимости от конкретной ситуации такие инциденты могут трактоваться уже как преступление: хулиганство или воровство. Так что еще одна важная функция школьной медиации – разрешение конфликта без привлечения правоохранительных органов, без возбуждения уголовного дела. Впрочем, в подобных инцидентах, граничащих с криминалом, разбираются взрослые медиаторы из числа учителей. Здесь специалистам помогают не только психологические знания, но и пригождается юридическая грамотность.

В скором будущем медиаторов в Боровлянской средней школе станет больше. Планируется введение Клуба под названием «Группы равных». 20 подготовленных медиаторов-школьников сами выступят в роли наставников, и будут обучать миротворчеству других ребят. Кстати, мальчишек и девчонок, желающих освоить эти полезные навыки, оказалось достаточно много. Чтобы выбрать самых достойных, старшеклассникам предложили написать эссе на тему «Миротворец», а младшие подростки свое видение этого понятия изобразили на бумаге с помощью карандашей и красок. По наблюдениям специалистов лишь 10-15% детей из класса могут стать медиаторами. Это наиболее уравновешенные, сдержанные, неконфликтные ребята, которые могут быть объективными и беспристрастными. Кроме того, личность медиатора предполагает высокий уровень эмпатии, то есть умение сопереживать другим. Ведь для успешного разрешения ситуации сопереживать нужно обеим сторонам конфликта. 

Возможно, внедрением нового и, бесспорно полезного опыта, заинтересуются и другие школы. Ведь обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиативного подхода, дети учатся уважать себя, а также ценить и принимать другого, в них воспитывается ответственное отношение к своим действиям, поступкам и жизни в целом. Медиативный подход учит их умению занимать и развивать активную жизненную позицию, принимая на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария. И этому самое время учиться в школе.

Кстати

Проект «Дружелюбная школа для стабильного будущего» для Боровлянской средней школы Минского района был разработан «SOS – детская деревня» совместно с минским филиалом Российского государственного социального университета. Специалисты кафедры конфликтологиипровели занятия и тренинги сродителями, 11 учителями, и 60 школьниками из 6–9-х классов.

Совет школьного медиатора Виктории Бутримович:

- От злости надо избавляться как можно скорее. Когда примиряющиеся используют в разговоре определенные «Я-высказывания», это дает им возможность избавиться от негативных эмоций, «выпустить пар». Например: «Я обижен на тебя потому что…», «Я злюсь от того, что…». Помогает еще один простой способ: нужно представить, что все зло сосредоточено в одном листке бумаге, взять его и порвать на мелкие клочки. Чем больше их будет, тем больше злости выплескивается. А чтобы постараться оградить себя от злобы и обиды достаточно представить, что находишься в стеклянной банке. И все направленные в твою сторону эмоциональные и словесные выпады просто до тебя не доходят, ты их не воспринимаешь…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter