Медиаспектакль вокруг границы: режиссеры и постановщики

Внимание мировых медиа к нашей стране в эти дни самое пристальное. Причина тому — ситуация на польской границе. За последнюю неделю среднесуточное количество новостных сообщений о Беларуси в зарубежных средствах массовой информации превысило три тысячи. Минск в отличие от Варшавы не скрывает проблем беженцев. Если польская сторона закрыла зону событий от журналистов, то мы, напротив, демонстрируем глубокую заинтересованность в широком освещении темы, резонно полагая, что максимальная гласность здесь поспособствует развязке миграционного узла. 

Правда, с легкой руки немецкого телеканала АRD действия белорусских властей по аккредитации иностранных журналистов для работы на границе охарактеризованы как часть «медиаспектакля и элемент пропаганды» с целью «продемонстрировать на весь мир сложное гуманитарное положение беженцев и использовать его как средство давления на ЕС». Однако пусть это умозаключение останется на совести немецких журналистов. Абсолютная открытость или есть, или нет. Ее не сыграешь. И напротив, ограничения в распространении информации — великолепная ширма для инфопостановок.


Гранды держат равновесие

Может показаться удивительным, что крупнейшие европейские и американские медиа заняли преимущественно констатирующую позицию с акцентом на гуманитарный аспект.

В частности, британская телерадиокомпания ВВС и американский телеканал СNN в последнее время демонстрируют тенденцию к более сбалансированному освещению ситуации с беженцами. Более того, журналистом СNN в одном из материалов прямо подчеркнута разница в подходах белорусских и польских властей к порядку работы и допуска СМИ в приграничные участки. Отмечается, что в то время как Беларусь предоставила журналистам доступ к границе, «Польша делает все возможное, чтобы скрыть ситуацию от мировой общественности, блокируя доступ СМИ, представителей благотворительных и международных организаций». Что ж, CNN действительно приятно удивляет, учитывая особую и не раз доказанную «любовь» телеканала к Минску.

Однако идеала в чистом виде не бывает. Поэтому есть и другая сторона. Остается верным себе телеканал Sky News, продвигая исключительно пропольскую повестку. За что и поплатился. Доступ его журналистов в приграничную зону с белорусской стороны ограничен.

Что касается национальных медиа, то здесь картина складывается довольно пестрая. Резко критически к Беларуси относится часть СМИ Великобритании и Финляндии, практически все медиа Греции, Польши, Литвы, Франции, Чехии, Эстонии. С претензиями и к Минску, и к Варшаве выступают опять же некоторые СМИ Великобритании и Финляндии, этот тренд прослеживается в медиа Германии, Голландии, Италии, Норвегии, США, Швеции и Швейцарии. Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Дания, Испания, Сербия придерживаются нейтрально-констатирующей тактики. Но при таком разбросе мнений не может не радовать, что в большинстве материалов наравне с польской точкой зрения в той или иной степени присутствует позиция официального Минска.

Источник зла

Кто бы сомневался, что коренными цепными псами информационных атак на Беларусь будут традиционно выступать Польша и Литва. Озадачивает, что к ним примкнула Эстония. Казалось бы, где Таллинн, а где потоки беженцев? А поди ж ты, тоже в драку лезет. Хотя у Эстонии и близко нет тех причин для бешенства, которые движут Варшавой и Вильнюсом. 

Белорусской повесткой они стремятся убить как минимум двух зайцев. С одной стороны, отвлекают собственных граждан от перезревших внутренних проблем и тем самым стараются сбить градус нарастающей социальной напряженности. С другой — из кожи вон лезут, чтобы показать всему Европейскому союзу свою исключительную роль в защите его восточных рубежей и таким образом выторговать себе какие-то особые дополнительные бонусы. 

Отсюда и сценарий истинного медиаспектакля о белорусско-российской угрозе.

На раскручивание этой постановки брошены все силы. В Польше, например, ежедневно выстреливается не меньше сотни публикаций по белорусской повестке. Задействованы все основные медийные ресурсы: Rzeczpospolita, Gazeta Wyborcza, порталы Onet, Wprost, Wirtualna Polska в Польше; BNS, LRT, Delfi, 15min.lt в Литве; ERR, Postimees в Эстонии.

Основной акцент — «успешное отражение польской стороной гибридной атаки на ЕС», всесторонняя поддержка действий польских властей (в значительной части латышских, литовских и эстонских СМИ). Ежедневно вместе со статистикой пресеченных попыток перехода беженцами границы в Польше, например, публикуются материалы, направленные на закрепление тезиса о прямой причастности белорусских властей к кризису с беженцами. Ответственность за происходящее полностью возлагается на белорусскую сторону.

Для литовских медиа характерен также значительный пласт публикаций, посвященных развернувшемуся в правящих кругах страны спору о возможности прямых переговоров ЕС с Президентом Беларуси. Нашли о чем судачить, болезные. 

Госпожа Меркель четко дала всем понять, что говорить надо прежде всего с тем, кто имеет возможность принимать решения и обеспечивать их исполнение. С учетом масштаба проблемы никто, кроме Лукашенко, с белорусской стороны в таком алгоритме действий выступить не может.

На подпевках

А вот и пристяжной цепной пес. Если Варшава и Вильнюс давно посматривали в сторону Минска косо, то Киев в этой компании относительный новичок. Еще некоторое время назад на его предательство было смотреть обидно. Все-таки официальный Минск сделал немало хорошего для Украины. Но теперь уже как есть.

В украинских СМИ ситуация с кризисом с беженцами подается преимущественно в негативном антибелорусском формате. Основной лейтмотив тенденциозных статей сводится к тезису о том, что данный кризис якобы инициирован Россией, а Беларусь выступает в роли исполнителя.

Контролируемые официальными властями СМИ, а также медиа правого политического лагеря транслировали идею о необходимости срочного укрепления белорусско-украинской границы. Будто мало денег попилили на возведении стены на российском направлении, которая, к слову, так и не построена, а средства освоены.

Не гнушаются соседи и вбросами откровенных фейков. Например, о прорыве группой беженцев белорусско-украинской границы. Новость была сшита настолько топорно, что ее вскоре пришлось опровергать министерству внутренних дел Украины.

Справедливости ради надо сказать, что есть в Украине и СМИ, вопреки официальной линии стремящиеся к объективности. Телеканал «НАШ», например, стал единственным, кто вел прямые включения с польской границы, что позволило отчасти нивелировать однобокую подачу в украинском медиаполе темы кризиса с беженцами. Схожую с ТВ «НАШ» позицию в отношении Беларуси занял телеканал «Первый независимый», а также ряд печатных и электронных СМИ, включая Вести.UA и Страна.UA. С места событий ситуацию на границе также освещал интернет-портал «ПавловскиНьюс».


Лоскутное одеяло

В остальной Европе подходы к освещению кризиса с беженцами неоднородны. Есть СМИ, продвигающие исключительно антибелорусскую повестку. В первых рядах канал «Евроньюс», а также основные французские СМИ Le Figaro, Le Monde, Le Point, La Croix. Они широко цитируют польских политиков, позиция официального Минска в материалах практически не присутствует.

Проблематика кризиса с беженцами продолжает также оставаться в повестке ведущих немецких СМИ. Основной лейтмотив — отсутствие четкой перспективы разрешения кризиса, что обусловлено в том числе отсутствием единых подходов среди стран — членов ЕС по вопросам общей миграционной политики. 

Материалы о ситуации на польской границе регулярно выходят в новостной программе Tagesschau аккредитованного в Беларуси телеканала ARD. Немало внимания теме уделяет также аккредитованный телеканал WRD. Тональность материалов преимущественно сбалансированная и информационная. В них содержатся короткие интервью с находящимися на границе беженцами. В позитивном ключе немецкими журналистами отмечается, что со стороны Беларуси для людей, находящихся в приграничной зоне, обеспечены минимальные необходимые бытовые условия.

Также относительно взвешенно проблематика кризиса с беженцами подается в СМИ Голландии, Швейцарии, Финляндии. Но при этом нельзя сказать, что здесь есть медиа, поддерживающие позицию официального Минска. Время от времени зрителю и читателю предлагаются истории беженцев, которых белорусские силовики «привели» к границе и показали, куда двигаться дальше. Словом, фейкотворчество продолжается.

На этом фоне выделяются медиаполя Болгарии, Венгрии, Сербии. Здесь мало авторской журналистики, но перепечатки из белорусских, российских и западных СМИ делаются примерно в равных пропорциях. К слову, в Сербии большой резонанс получил инцидент с применением польскими силовиками водометов и химических веществ против беженцев.

Постановка без аплодисментов

Вырисовывается довольно любопытная картина. 

Особый накал истерии характерен прежде всего для наших непосредственных соседей: Польши, Литвы, Украины, отчасти Латвии. Власти этих стран не хотят слышать голос разума. Они не реагируют на сигналы о необходимости переговоров для решения проблемы, налаживания взаимодействия силовых структур с двух сторон. Создается такое впечатление, что официальные Варшава, Вильнюс, Киев делают все возможное для того, чтобы не то что не решить проблему, а превратить ее в нерешаемую в принципе. 


Из каких-то только им понятных соображений такой вариант развития событий они видят для себя наиболее приемлемым.

Этому подчинен и медиаспектакль, учиненный нашими соседями. А вот чем дальше от границы, тем более вдумчиво относятся к проблеме. Там звучат разные мнения. Похоже, власти Западной Европы готовы изучать не только польско-литовскую точку зрения, но и белорусскую. И эта склонность понятна. Ведь, если поляки вдруг откроют границу, беженцы на их территории надолго не задержатся. Они просто пройдут через страну на запад, где и придется расхлебывать проблему полной ложкой той же Германии. И эта пьеса для нее и еще ряда соседних стран куда печальнее.

­МНЕНИЕ

Митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший Экзарх всея Беларуси, комментируя ситуацию на польской границе, отметил, что сегодня в центральной части Европы происходит такое напряжение, «когда люди терпят большую скорбь, трудности, а некоторые даже погибают»:

— Конечно, люди оказывают помощь. Но эта помощь временная — накормить, дать теплую одежду, согреть. Это необходимо, но важно решить саму проблему.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter