Медиа

Читатели голосуют за интересные, информационно насыщенные газеты Прошедшая подписная кампания на газеты и журналы выявила несколько тенденций.
Читатели голосуют за интересные, информационно насыщенные газеты

Прошедшая подписная кампания на газеты и журналы выявила несколько тенденций. Во-первых, она подтвердила, что читатели отдают предпочтение местным печатным изданиям - подавляющее большинство районных газет сохранили свои подписные позиции. Во-вторых, стремление к совершенствованию экономической деятельности редакций позволило многим районным и областным газетам либо перейти на полную самоокупаемость, либо вплотную подойти к этому рубежу. В-третьих, можно утверждать, что пресловутый "административный ресурс" практически утратил свое былое могущество - так называемая ведомственная подписка в общих тиражах государственных газет и журналов занимает мизерный процент.

Это принципиальный вопрос, на котором много лет спекулирует якобы "обиженная" оппозиционная пресса. Вот как ответил на него в ходе заседания коллегии Министерства информации министр Владимир Русакевич: "Индивидуальная подписка - это индикатор отношения и доверия населения к СМИ. Ни одно издание не может позволить себе расставить своих сотрудников по почтовым отделениям и агитировать за издания, точно так же власть не может расставить сотрудников силовых структур и заставлять граждан отдавать заработанную копейку за государственные издания".

Анализ результатов подписной кампании показывает, что белорусский читатель и подписчик осознанно голосует за те газеты и журналы, которые отвечают ожиданиям, являются наиболее оперативными, информированными, привлекательными по форме и интересными по содержанию.

Лидером информационного поля страны среди печатных СМИ, безусловно, является газета "Советская Белоруссия", у которой прибавилось более 11 тысяч подписчиков. С учетом торговли в розницу, особенно значительной в Минске - в субботу в столичных киосках продается более 40 тысяч экземпляров! - газета является одним из крупнейших медиа-проектов не только на территории СНГ, но и в Европе. Ежедневный тираж "СБ" составляет 320 тыс. экземпляров, субботний тираж - порядка 400 тыс. экземпляров. Практически сохранили свои подписные тиражи и другие государственные газеты.

Что касается сектора издающихся в Минске частных газет, то можно говорить об устойчивом падении интереса к ним со стороны массовых подписчиков. Существенно понизился тираж еженедельника "Белорусская газета" - 1.773 подписчика. Снизился подписной тираж "Народной воли" - сегодня он составляет 16.299 экземпляров. 2.859 подписчиков у газеты "Белорусский рынок". Любопытно, что почти 60 процентов из этого числа составляет так называемая ведомственная подписка, которая, как известно, является излюбленной мишенью для газет, подконтрольных политической оппозиции. Обращает на себя внимание и такой факт: перестала пользоваться особым интересом некогда доминировавшая в стране московская пресса. Так, ежедневный подписной тираж "Комсомольской правды в Беларуси" составляет 7.939 экземпляров, а пятничной "толстушки" - 68 тыс. 721 экземпляр. "Известия" имеют 1.392 подписчика, из них 600 экземпляров также приходится на малопопулярную ведомственную подписку. Крохотные тиражи характеризуют и некогда популярную газету "Труд". Единственным исключением является московский еженедельник "Аргументы и факты", подписной тираж которого 106.753 экземпляра. Специалисты по СМИ считают, что интерес белорусской аудитории к этому московскому изданию связан с тем, что "АиФ" продолжает оставаться не ангажированной в политическом смысле газетой, сосредоточенной на интересной информации и оперативном комментировании новостей.

Эксперты, комментирующие процессы, происходящие на информационном поле Беларуси, прогнозируют, что отмеченные в ходе последней подписной кампании тенденции будут в основном сохраняться и в наступившем году.

Интересом у читателей будут по-прежнему пользоваться серьезные, динамичные, развивающиеся газеты. Читательское внимание к скандальным малотиражкам, издающимся к тому же на деньги сомнительных спонсоров, будет последовательно снижаться.

Корр. БЕЛТА.

Комментарий

В корреспонденции, распространенной по каналам Белорусского телеграфного агентства, все сказано, на наш взгляд, исчерпывающе. Главный вывод прошедшей подписной кампании таков - "среднестатистического" читателя интересуют отнюдь не формальные реквизиты газеты. Вряд ли для кого-то важно знать, кто у газеты учредитель, сколько в редакции людей, кто редактор, сколько он платит типографии, где приобретает бумагу etc. Читатель предпочитает исключительно ту газету, которая ему нравится, - коротко и ясно! А нравится, согласно простейшей логике, та газета, которая работает оперативно, первой сообщает интересные новости, квалифицированно откликается на актуальные события. Словом, и зимой, и летом предпочтение отдается интересной газете.

Редакторы и издатели, чьи тиражи, как говорится, "падают", всегда ломают голову, как бы приостановить этот процесс? Панацеи, конечно, нет. Но для озабоченных коллег можем дать бесплатный совет. Если вы, друзья, хотите, чтобы ваша продукция была востребованной, не пишите сами и не позволяйте коллегам писать так, как это продемонстрировала на Интернет-сайте "Наше мнение" Валерия Костюгова. Ее сочинение, обращенное к итогам прошедшей подписной кампании и названное "Государственный сектор СМИ: начинаем и выигрываем", можно считать выдающимся образцом небрежности, незнания предмета, о котором пытается судить автор, важничанья банальностями и т.д. и т.п. Желающие убедиться в этом могут посетить вышеуказанный сайт. И если смогут продраться сквозь щедро рассыпанные по тексту "периоды редукции", "экономикс законы", "эрогенные зоны современности", загадочные рекомендации "редуцировать к бинарной модели", они без труда поймут, почему сегодня наше информационное поле выглядит так, будто по нему пронесся чудовищный табун воспетых Короткевичем дрыкгантов. Ни оригинальной мысли, ни компетентности, ни стиля... Лишь дилетантские инвективы вроде тех, будто "Советская Белоруссия" имеет "особые расценки на бумагу и печать"... Не имеем удовольствия лично знать Валерию Костюгову, но, судя по употреблению ею выражений вроде "эрогенных зон современности", думается, что она - взрослая дама. А взрослые, независимо от пола, должны всегда помнить, что врать нехорошо, а распространять сплетни и врать публично - тем более. И потому на вполне бестактный выпад очередного "знатока проблем СМИ" в наш адрес (цитируем: "Не важно о чем и как пишет "СБ", важно, что она недорога, легко доступна и снабжена программой телепередач") мы ответим кротко. Действительно, может быть, и не все подписчики и читатели "СБ" знают, что такое "редуцирование к бинарной модели" (уф-ф-ф!), но подозревать их в полной дремучести не должна позволять себе даже такая "подкованная" пис. дама, как Валерия Костюгова. Нашу газету читают сотни тысяч белорусов. Причем не придуманных эстетствующей публикой, а настоящих. И они - отнюдь не глупее всяких "экспертов" и сами знают, что читать, а во что заворачивать селедки. Так-то... И вообще, досужие леди и джентльмены, отстаньте вы от "СБ"! Липнете, прости Господи, как банный лист...

Катя ПРЯНИК.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter