Медальные одежды

Формально сезон в биатлоне не закончен — в календаре значится еще один кубковый старт в Холменколлене...

Формально сезон в биатлоне не закончен — в календаре значится еще один кубковый старт в Холменколлене. Но де–факто итоги подводить уже можно. Хотя бы на основании чемпионата мира, который в минувшее воскресенье завершился в Ханты–Мансийске. Завершился «серебром» Дарьи Домрачевой в масс–старте и потрясающей по накалу страстей и переполненной эмоциями женской эстафетой.


Желающих потягаться в скорости с Магдаленой Нойнер найдется немного. Тех, кто может это сделать, единицы. И минутное отставание, которое чемпионка отыграла на последнем этапе, яркая иллюстрация к различию между желаниями и возможностями. Сборная Украины удивляла на протяжении всего сезона и едва не завершила чемпионат с золотой медалью. Для россиян же, которые с самой осени не могли разобраться со своими «междоусобицами», домашний турнир стал провалом, равный которому доселе случался лишь однажды — в 1995 году. Ну а наши... Ждали, надеялись мы на эту эстафету, вспоминали успехи четверки на этапах Кубка мира, где девчонки уже поднимались на пьедестал. А вместо, казалось, уже добытой усилиями Надежды Скардино, Дарьи Домрачевой и Надежды Писаревой заслуженной награды получили штрафной круг на последней стрельбе и растерянное лицо Людмилы Калинчик на финише. Обидно — не то слово.


Поделиться своими мыслями о выступлении белорусских биатлонистов мы попросили участника семи чемпионатов мира и обладателя четырех золотых его наград, телекомментатора, блоггера и одного из самых авторитетных экспертов, который под флагом Беларуси отпахал четыре года, Владимира Драчева.


— Так обидно, — вспоминает еще горячие события чемпионата Драчев. — Эти две гонки для белорусок должны были складываться совсем иначе. Надя Скардино в «индивидуалке» в шаге от медали остановилась, в эстафете не повезло... Один точный выстрел — и команда могла быть на третьем месте! Но в целом мне ваша команда понравилась. Ребятам, конечно, еще далеко до идеальной формы, а вот в женской сборной (и это особенно радует) появились новые заметные лица. Скардино, Писарева... Я даже в эфире не смог удержаться от комплиментов в их адрес!


— Как считаете, что все–таки помешало нам в эстафете?


— Мне показалось, что Людмила Калинчик подошла к чемпионату не в самой лучшей форме. В результате вся команда сработала отлично за исключением одного рубежа. Но этот рубеж, как оказалось, был самым важным. Впрочем, здесь еще и нервы дали о себе знать. Надежда Писарева, которая перед Людой бежала этап, гораздо младше, не настолько опытная и физически пока уступает. Но в этом, как ни удивительно, и ее плюс. Она еще не научилась волноваться! Не осознавала еще до конца ту огромную ответственность, которая на ней лежала. И в том числе и поэтому смогла хорошо пройти свой этап. А Калинчик — дело другое. Она–то четко знала, что от нее зависит! Тем более что сзади ее поджимали и француженка, и Магдалена Нойнер... Я ведь по собственному опыту знаю: главное в такой «войне нервов» — забыть о результате. Сколько раз мы видели даже на этом чемпионате, как спортсмены, «на автомате» отлично пройдя всю дистанцию, смазывали последний «медальный» выстрел как раз из–за того, что начинали думать о пьедестале и ответственности. Вот и Люда переволновалась.


— «Серебро» Домрачевой в масс–старте, Надежда Скардино, едва не сотворившая сенсацию, неплохо показавшая себя ее тезка Писарева... Как считаете, чего можно ждать от этой команды в будущем?


— Я вам так скажу: женская сборная Беларуси — это один из главных претендентов на медали следующего чемпионата мира. Да и к Олимпиаде в Сочи сегодняшняя молодежь окрепнет. С мужчинами сложнее. Совершенно ясно, что необходимо искать резервы и подтянуть хотя бы пять–шесть человек, которые смогли бы как–то конкурировать между собой. В межсезонье, я слышал, рассматривался вопрос переезда в Беларусь Александра Бабчина. Неплохой вариант. На мой взгляд, если есть возможность пригласить кого–то из российских спортсменов, это нужно делать.


— Как считаете, на фоне очевидных проблем в сборной России количество таких желающих сменить команду может вырасти?


— Проблемы у нас, конечно, есть и их много. Но это не значит, что до нынешнего чемпионата в России не было спортсменов, которые хотели бы переехать в Беларусь. Действительно перспективных, молодых спортсменов, которые не попадут в здешнюю команду, но которые могут раскрыться в другой. Яркий пример тому — Надя Писарева. Она в Санкт–Петербурге ничего невероятного не показывала и на попадание в российскую сборную однозначно не претендовала. А в Беларуси — смотрите — вышла на совершенно иной уровень. Или Анастасия Кузьмина, которая была не нужна в России, а потом стала олимпийской чемпионкой со сборной Словакии.


— Как, интересно, на фоне провала россиянок в Ханты–Мансийске восприняли выступление Даши Домрачевой, которая свою спортивную карьеру начинала как раз в этих краях?


— По–разному. Кто–то сожалел, говорил: «Смотрите — это же наша спортсменка!» Но большинство поддерживало и радовалось за нее. Особенно в масс–старте, по ходу которого она успела и упасть, и промахнуться, а в конечном итоге завоевать серебряную медаль и едва не зацепить «золото»!


— Вам не показалось, что упасть ей нужно было где–то в спринте или преследовании: начиная со второго рубежа масс–старта, Домрачева словно преобразилась и до самого финиша чемпионата мира летела как на крыльях!


— Эти курьезы на всех по–разному действуют. У нас, например, похожий случай был с Сергеем Тарасовым накануне последней Спартакиады народов СССР. У парня все что–то не получалось, не шло. На последней тренировке он упал на ледяной ступеньке и так ударился спиной, что мне пришлось его буквально нести до номера. На следующий день он стал чемпионом. Так что падения (в самом широком смысле слова) нередко идут на пользу.


Не сезон


«Нам мешает глубокое убеждение в том, будто российская биатлонная школа лучшая в мире». Это сказал Михаил Прохоров. Миллиардер и по совместительству глава Союза биатлонистов России. Для хозяев минувшего чемпионата мира самое интересное началось аккурат с его окончанием. Точнее — с третьего этапа женской эстафеты, в которой сборная России смогла подняться с 19–го места на 9–е, но тем не менее все равно худшее в истории. «Наградой» за него послужила отставка главного тренера (Анатолия Хованцева Прохоров отстранил заочно, не дожидаясь даже окончания эстафеты) и заявление лидера Ольги Зайцевой, которая отныне намерена обходиться без сборной. Причем если у Зайцевой приблизительный план на жизнь после спорта есть, то что будет делать российский биатлон без Зайцевой, представляется пока смутно. И дело здесь даже не столько в фигуре двукратной олимпийской чемпионки, которая, собственно, тащила и сезон, и напрочь заваленную подругами по команде эстафету. Судя по тем новостям, которые появлялись на протяжении этих двух мартовских недель, ошибка в российском биатлоне системная, грозящая серьезными проблемами не только в ближайшем, но и в отдаленном олимпийском будущем.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter