Самое большое счастье для учителя — похвала в адрес его учеников, повторяют классики. Но педагогам как людям творческим и самим важно слышать слова благодарности, чтобы убеждаться: все делаешь правильно. На этой неделе медаль Франциска Скорины присуждена 12 ярким личностям, среди которых и два, казалось бы, рядовых учителя из Минской области. Ольга Журавлевич (на снимке) преподает историю и обществоведение в солигорской гимназии № 1, а Анатолий Сикорский влюбляет школьников в географию в копыльской СШ № 2 им.Тишки Гартного. Но этих педагогов не назовешь обычными: они из тех, кто открывает для ребят целый мир.
Формула истории
Ольгу Журавлевич мы застали на уроке обществоведения в 10 «А». Дочь военного, она родилась в Ленинграде, начинала учиться в Днепропетровске, а оканчивала школу № 3 в Солигорске. По распределению попала в солигорскую же гимназию № 1. С тех пор прошло 29 лет, а учительница до сих пор с удовольствием идет на урок, ведь работа с детьми — ее стихия, даже если ученик не подготовился, что-то не выучил.
— Когда работаешь с увлеченными детьми, сам учишься, думаешь наперед, что здесь спросит, например, Маша. А вот работа с бумагами — это точно не мое, из-за нее даже несколько раз отказывалась стать завучем.
— Я всю жизнь любила физику с математикой. А в историки попала, можно сказать, случайно: два последних года мне очень повезло с учительницей по истории, которая увлекла предметом, тем, как системно подавала материал. Математики меня отговаривали, говорили: куда ж ты идешь? Мы когда в университет приехали, даже показалось, что на физмате никого, а на гуманитарные специальности — очередь.
— Мои любимые периоды в истории — древность и Средневековье. Они интересны и детям так же, как и современность. Здесь много возможностей подавать яркий и живой материал, обсуждать жизненный путь личностей. Ученики видят, кем мы можем гордиться, что эти великие люди сделали. Раньше мне хотелось, чтобы дети знали все по каждой из тем, будь то декабристы или экономика XVII века. Но со временем пришла к мысли, что куда важнее через исторический материал формировать человека.
После уроков Ольга Георгиевна спешит на семинар для коллег, а вечером еще одна важная работа — над новым учебником по истории для 5-го класса. Наша собеседница отвечает за методическую часть: карты, иллюстрации. А чуть раньше довелось ей примерить на себя и роль рецензента для пособий, которые появились в рюкзаках учеников 6-го и 7-го классов.
Его точка на карте
Анатолия Сикорского приятная новость о награде застала, к сожалению, на больничном. И стала настоящим сюрпризом.
— Я в этом плане «везучий»: меня постоянно куда-то выдвигают, но все мимо. А тут вот вдруг медаль! — у учителя, конечно, теперь еще больше поводов поскорее вернуться к любимым ученикам.
23 февраля 1975 года. Анатолий Николаевич с легкостью называет дату своего первого рабочего дня в копыльской средней школе № 2. С тех пор он не просто воспитал здесь несколько поколений выпускников, но и написал историю этого учебного заведения к его 80-летию. Анатолий Николаевич уже на пенсии, но продолжает вести уроки в 6 — 8-х классах, создает викторины по истории родного района, повторяя, что без прошлого нет настоящего, и с воодушевлением занимается краеведческой работой, привлекая к ней старшеклассников. Вместе со своими учениками педагог создал несколько отличных проектов, среди которых справочный информационно-краеведческий атлас «Копыльщина», энциклопедия «Копыльщина — от А до Я» и даже путеводитель «Копыль — мой город родной», где можно найти информацию по всем памятникам города, природоохранным объектам, улицам… Неудивительно, что его ребята сами могут работать экскурсоводами. Кроме того, авторству Анатолия Сикорского принадлежит несколько книг по географии для школьников. Почти два десятка лет ему довелось читать лекции для слушателей и курсов повышения квалификации. Хотя, когда начинал, за плечами был небольшой стаж, всего 8 лет. Первая лекция для коллег была о современных подходах в преподавании географии, потом по краеведению, по внеклассной работе…
Немало его учеников решили связать жизнь с педагогикой, причем более 30 (!) стали географами.
— Благодаря учителю истории и Анатолию Николаевичу, который вел у меня географию, я и пришел в профессию, — признается директор копыльской школы № 2 Дмитрий Романович. Правда, выбор он сделал в пользу математики. — Меня поражало, как он вел уроки. Это и есть настоящий профессионализм, когда, даже стоя спиной к карте, учитель может показать все, что нужно. И он так интересно и увлекательно подавал материал, что дома можно было уже не открывать учебник, ведь все усваивалось на уроке.
Любовь к профессии Анатолию Николаевичу удалось передать и близким:
— Моя жена тоже учитель, работает с начальными классами. Педуниверситет окончили обе дочки, и одна из них работает учительницей в минской гимназии.