Мечты о водонапорной башне

Cудьбa одной коллекции 15 лет - юношескую дату в конце минувшего года отметил самый молодой творческий союз - Союз дизайнеров.
Cудьбa одной коллекции

15 лет - юношескую дату в конце минувшего года отметил самый молодой творческий союз - Союз дизайнеров. Дизайнер - профессия уникальная и универсальная. Как шутят сами дизайнеры: "Мы можем много и одновременно в разных направлениях". Среди дизайнеров - графики, модельеры, фотографы, ювелиры, текстильщики, педагоги, индустриальных дел мастера.

Хоть возраст у союза и тинейджеровский, он единственный среди творческих союзов стал обладателем собственного солидного печатного органа - глянцевого, полноцветного издания под именем "Pro", получившего признание и у специалистов, и у широкого читательского круга. Достижений у союза немало - как и проблем. Но пройти мимо коллекции белорусского печатного плаката, собранной недавно союзом и уже получившей признание в стране и у соседей - в России и Польше, журналисту нельзя. И потому мы говорим с Дмитрием Сурским, президентом Союза дизайнеров

: - Великим родоначальником плакатного жанра я бы, пожалуй, назвал Тулуза Лотрека, писавшего удивительные картины, рекламирующие обожаемых им артисток обожаемого им "Мулен Ружа". В российских пределах плакат мощно заявил о себе в начале века в знаменитых "Окнах РОСТА" и Агитпропа. Ему отдали дань Маяковский, Родченко, Лисицкий. Что касается белорусского плаката, то как явление он проявился в послевоенное время. Имена первых плакатистов - это имена известных художников: Н.Гутиев, Е.Тарас, Л.Замах, В.Жук, Я.Хайрулин, В.Круковский. А вот вырваться белорусским мастерам на международную орбиту никак не удавалось. И не потому, что не хватало таланта. Чтобы прорваться, скажем, на бьеннале в Варшаву, шли бесконечные согласования в чиновничьих коридорах, потом устраивали отбор работ в Союзе художников в Минске, потом работы везли на согласование в Москву... Нам, их ученикам, повезло больше. Во-первых, в 1983 году был проведен первый всесоюзный конкурс рекламных плакатов. Белорусы были отмечены. Дальше - лучше. Молодежь стала искать выходы на международную арену. Сергей Плотников, плодотворно работавший в 80-е, первые свои работы "забрасывал" на конкурсы через сокурсника-иностранца. Володя Цеслер, учась на втором курсе, участвовал в международном конкурсе плакатистов в Болгарии - и сразу Гран при. Его сокурсница Марина Лагунова завоевала там же 2-ю премию. Сергей Евлампиев берет Гран при на конкурсе плакатов, посвященных памяти Мартина Лютера Кинга в США.

Особенно мощно белорусские плакатисты "катапультировались" на мировой уровень, когда художникам разрешили свободно участвовать в триеннале в Японии. Из бывшего Союза в Тояму было направлено более 120 работ. Международное жюри для участия в экспозиции выбрало около 2 десятков произведений, из них 12 были из Беларуси. Это уже было победой. А Константин Хотяновский привез из Тоямы высокую награду. Сегодня "наши" выставлены в Лувре, в Моравской галерее в Брно, в музеях плаката в Варшаве, Лахти (Финляндия), Японии. Мы "состоим" во множестве частных и университетских коллекций по всему миру.

Назову и имена: Цеслер, Войченко, Саркисов, Найден, Новожилов, Сурский, Гардашникова, Шелютто, Китаева, Ващенко, Хотяновский, супруги Домановы.

...Два года назад приходит в союз Сережа Евлампиев и говорит мне: давай соберем коллекцию белорусского плаката. И предлагает под проект свои возможности и амбиции. Презентация коллекции вызвала небывалый успех у публики. Второй этаж Дворца искусств не мог вместить всех желающих - тесно было, как на вокзале. Интерес огромный. На волне успеха нашу коллекцию заметил польский институт и помог организовать выставку в Польше в Козлуве, в музее соц-арта, пригласила нас и Россия на "Золотой огурец", фестиваль антирекламы в Москве. Замечу, везде нас сопровождало повышенное внимание публики. Плакатное мышление художников, язык, присущий только этому жанру, понятен широкой аудитории. Людям нравятся лихость, афористичность, ирония, метафоричность плаката, его, так сказать, доступная зашифрованность. Но вот уже год как коллекция (замечу, постоянно пополняемая) лежит на антресолях, никем не востребованная. А ведь она уже стала, не побоюсь сказать, национальным достоянием. Понимаю, что нужно искать нестандартные пути для продления жизни коллекции. В районе улицы Аэродромной стоит старинная водонапорная башня из красного кирпича начала прошлого столетия. Сооружение уникальное, похожих в Минске, пожалуй, больше не сыщешь. Оно буквально просится превратиться в музей. Но пока заброшено. Провалившаяся крыша печально венчает вожделенный художниками объект. Вот бы железнодорожники, в ведомстве которых сейчас находится башня, проявили инициативу! А если нет своих средств, выставили бы ее на аукцион...

Я очень боюсь, что мобильная, хорошо оформленная коллекция может исчезнуть. Союз дизайнеров - общественная организация. Придут другие люди - как они отнесутся к коллекции? Может, раздарят, может, сохранят... Хочется уверенности: созданное не исчезнет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter