Мечта за семью замками

Можно ли арендовать пляж или водоем для своего личного отдыха?

Арендовать пляж или водоем для летнего отдыха персонально для себя практически невозможно

Был чудный летний денек. Мы выехали из Минска рано утром и через полчаса уже выгружали вещи на берегу водохранилища Вяча. Увы, счастье интимного общения с природой длилось недолго. Палаточный городок, до сих пор мирно сопевший в леске, ожил – и в 9 утра над гладью воды понеслось раскатистое эхо сабвуфера: «Джонни, о-еееее!» Через час соседнюю полянку на берегу облюбовала семья с маленькими детьми и тремя собаками. Их клички и основные команды песьей дрессуры мы четко усвоили минут через 20. «Бонни, взять!» — и пластиковая бутылка с водой, описав в воздухе дугу, шлепается в водоем. В двух метрах от меня. И вот громадная овчарка, поскуливая от нетерпенья, оскалив свои прелестные желтые клычищи, во все лапы гребет навстречу…

К полудню Вяча превратилась в огромный суетный муравейник, где каждый второй муравей считал своим долгом подойти и спросить: «А вы скоро уезжаете?» Свободных мест действительно нет. Нет и культуры. Изрядно надоев друг другу в городе, мы все (не сговариваясь) приехали сюда, чтобы продолжить этот изнурительный марафон. А как же природа? А как же тишина? Далекий от идей морализаторства и переустройства мира, я задался целью взять кусок пляжа (водоема) в аренду. Для нормального человеческого отдыха. Вдвоем.

Первым делом набрал Минское лесопарковое хозяйство. Так и так, готов платить, подскажите адрес кассы.

— Трудноразрешимая задачка. В 30-километровой зоне от Минска сделать это будет крайне сложно. Ведь Криница, Вяча, Минское море, Цнянское водохранилище, Птичь и Дрозды входят в Вилейско-Минскую водную систему и являются источниками хозяйственного питьевого водоснабжения столицы. В аренду их никто не отдаст: закон есть закон, — категоричен Георгий Курилович, начальник службы по содержанию городских лесов, пляжей и МКАДа. – Хотя мы бы и сами не отказались сдавать внаем отдельные пляжи. Знали бы хоть тогда, с кого спрашивать... А так новые лавочки и туалеты отдыхающие приводят в негодность за два-три дня. Этим летом был случай, когда металлический грибок с бетонным основанием выдрали из земли и швырнули в воду. Вытягивать пришлось трактором. Но повторюсь, аренда невозможна: принцип общедоступности мест отдыха пока еще никто не отменял. Кроме того, существует положение, по которому гослесфонд в аренду не сдается. Поэтому на указанных водных объектах и прилегающей территории действует неизменный принцип: кто первый, тот и занял. А петь, плясать, дрессировать собак или слушать музыку закон не запрещает.

Ясно. Еду в Минский областной комитет природных ресурсов: может, тут есть какая-то надежда на приватный отдых?

— Просто так прийти и взять в аренду озеро или водохранилище вряд ли получится. Физическое лицо, в соответствии с Водным кодексом, может выступать лишь вторичным водопользователем. Проще говоря, быть субарендатором. Вопрос — у кого. Речь здесь идет о водоемах, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, нужд гидроэнергетики и обеспечения обороны. Это всевозможные ТЭЦ, ГЭС, водоканалы и другие организации, которые берут воду для собственного производства. Они имеют юридическое право на обособленное водопользование конкретным водоемом. На основании чего с ними можно заключить договор субаренды, — четко и ясно объясняет Лариса Воронова, заместитель начальника отдела государственного контроля за охраной и использованием атмосферного воздуха и водных ресурсов. – Далее потребуется положительное заключение санслужбы, местного органа природных ресурсов и райисполкома. Все согласования займут 2—3 месяца, госакт на вторичное водопользование выдадут в Минприроды. Попробуйте обратиться, например, на Жодинскую ТЭЦ. Там такой водоем точно имеется…

Звоню главному инженеру: «Можно ли у вас арендовать на лето часть водохранилища на реке Плисе? Для отдыха».

— Ничего себе! А с чего вы взяли, что так можно? – изумился Александр Мытько. — Нет, я не против, у нас тут располагается спортшкола с базой отдыха, но для простых отдыхающих даже не знаю… Посоветуйтесь с нашими специалистами. Вот номер.

Позвонил. Объяснили. До июля 2008-го право обособленного водопользования у ТЭЦ, действительно, было. Но два года назад вступил в силу новый Водный кодекс, и старые разрешения на водохранилище площадью 80 га пришлось переоформлять. Пакет документов уже в работе, но ждать еще месяца три. Лучше обратиться в райисполком.

В Смолевичской районной инспекции природных ресурсов вообще огорошили.

— Вы не сможете заключить договор субаренды сразу по двум причинам. Первая – указанное водохранилище находится в черте города. И вторая – в соответствии с постановлением Совмина № 1260 для оформления водоема в аренду гражданин обязан предоставить копии учредительных документов, свидетельство о госрегистрации юрлица или индивидуального предпринимателя. Проще говоря, арендатор никак не может быть физическим лицом, — расставила все точки над «i» специалист Ольга Гуляко. – Если же вы ИП, то никаких проблем нет. Оформляйте водоем как объект агроэкотуризма или рыбоводческий. Таких примеров по району достаточно… Средняя цена аренды 1 га воды в год составляет 1800 рублей, помноженные на коэффициент 25.

Хорошо. Если клин воды простому смертному отгородить нельзя (ну никак), может, есть возможность арендовать участок пляжа?

— Не имеет значения, арендуете вы часть пляжа 30 на 100 м или, скажем, целиком поле под пшеницу. Есть четкая градация стоимости одной сотки в зависимости от ее расположения. Суммы разные: от 20 до 360 долларов в год. Но речь здесь, увы, идет только о юрлицах, — разводит руками Сергей Лашук, заместитель начальника Смолевичской районной землеустроительной службы. – При этом надо понимать: земля не выдается просто так. Арендатор обязан указать цели землепользования и подтвердить их соответствующей лицензией.

Все, довольно. Желания отдельного от сограждан отдыха больше не осталось. Контрольный звонок в Минприроды.

— Сегодня в Беларуси выдано всего 2 госакта на обособленное пользование водоемом – в поселке Ждановичи и деревне Вискачи Столбцовского района. В обоих случаях это непроточные сажалки-копанки площадью менее 0,2 га, находящиеся на земельных участках граждан. Сейчас они оформлены владельцами в соответствии с нормами Водного кодекса. А значит, хозяева имеют законное право огородить их и не пускать туда никого, — заинтриговала Татьяна Слиж, начальник отдела использования и охраны вод.

Не поленился и разыскал одну из счастливых владелиц собственного водоема – пенсионерку Марию Астахнович из деревни Вискачи. Оказалось, все сделано стараниями ее сына, который не мог спокойно смотреть на зарастающий фамильный пруд…

— Эту сажалку рыл отец – она у нас прямо за забором. Мама осталась одна и просто не в состоянии была ухаживать за водоемом. В итоге за последние годы он так зарос травой, что смотреть было страшно. В то же время браться за какие-то работы себе дороже: пригонишь технику, наймешь людей и получишь штраф от природоохраны – документов-то никаких. Поэтому год назад я решил оформить все бумаги и приступить к очистке, — вспоминает Юрий Астахнович, заведующий отделением реанимации Столбцовской ЦРБ. – Узаконил. Почистил от ила дно. Углубил. Нет, огораживать мы его даже и не думали. Зачем? В деревне живет 10 стариков. Они друг другу как родные.

…Если вы все еще не ИП, не владеете фамильной сажалкой, а чужая псина Рэкс на берегу вконец отъела печенки своим ошалелым лаем. Если вам надоело отвечать через каждые 15 минут, что вы пока еще никуда не уезжаете и, вообще, попросили бы сделать музыку потише. Если вы нормальный человек и хотите тишины в конце суетной недели — заправляйте полный бак и берите курс на Браславы. Или отжалейте 30 тысяч и на сутки спрячьтесь в угодьях какого-нибудь пристоличного рыбхоза. Здесь знают цену тишине. И помнят, что настоящий отдых — это когда никто никому не мешает.

Фото: Василий МАТВЕЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter