Мечта в рассрочку

Итак, я решила купить машину. Причин тому было много. Не люблю мокнуть под дождем, замерзать на остановках и толкаться в общественном транспорте...
Итак, я решила купить машину. Причин тому было много. Не люблю мокнуть под дождем, замерзать на остановках и толкаться в общественном транспорте... К тому же осенью цены почти на все авто снижаются. Поэтому сделка обещала быть коммерчески выгодной. Вариантов покупки было два. Откладывать деньги в фарфоровую свинку, пока не лопнет терпение, либо взять кредит в банке. Так как ждать я не умею, выбрала кредит. Жить взаймы нынче модно.

Выбрала самые привлекательные для себя условия кредитования. На подержанный авто не старше 10 лет я могла взять валютный кредит в банке под 9,5 процента годовых. За машину стоимостью более 3 тысяч долларов расплачиваться придется 5 лет, менее - 3 года. К тому же банк не требовал страховать покупку, что обходилось бы примерно в 50 долларов в квартал в зависимости от состояния авто.

Казалось, дело за малым: найти машину. И тут началось! Как только я находила подходящий автомобиль, его тут же вырывали из рук за "наличку". Одну выбрала на авторынке - ее продали, не успела я и прицениться. Позвонила по объявлению в рабочий день, машина исчезла до наступления сумерек. А все, что не продавалось, на поверку оказывалось обычным ведром с запчастями. Причем каждый продавец, честно глядя в глаза, говорил: "Не машина - сказка! Отличное состояние! Не ездит, а летает!" Но перспектива купить в кредит груду металлолома меня не прельщала. Поэтому за полную диагностику в фирменном центре своего первого четырехколесного друга я с легким сердцем выложила 80 тысяч, ведь считала, что машина уже моя! Уже на следующий день я кусала локти: мужик, ничего не сказав, поехал на рынок и ее продал...

Смирившись с мыслью, что изначально нахожусь в менее выгодном положении, чем покупатель с "наличкой", я продолжила поиски.

Ударим автопробегом по... кошельку!

Сперва выбирала машину по цвету, как краску для волос, и чтобы была похожа на бочку. Останавливалась практически возле каждой второй и, всплеснув руками, повторяла: "Какая прелесть. Ну почему ты на нее даже внимания не обратил?" - "А ты бы на цены сначала смотрела!" - хватал меня за руку друг-автолюбитель и тащил через весь авторынок так быстро, что я даже не успевала различать значки на машине.

- Нравится? Хотите прокатиться? - хитро улыбнулся продавец "Рено Клио".

- Что-о?! - как и советовали, сразу взглянула на ценник. - 3 тысячи долларов за 1994 год?! Вы где такие цены откопали?

- А вы будете на годе выпуска ездить или на машине? - обиделся продавец. - Главное - что внутри, а не в документах.

- Да нам за 2.300 отдавали "Клио" 1994 года, а за 3.400 - конца 1997-го...

Мужик зашикал, что, мол, за такие цены машины только дефектные продаются, и, вообще говоря, так разволновался, что стал нервно открывать и закрывать двери. Похоже, мы рисковали отпугнуть еще одного его покупателя, который в нерешительности стоял рядом, и быстро ретировались.

Так как в машинах я разбиралась так же, как свинья в апельсинах, прежде чем позвонить по объявлению, все вопросы записывала на бумажку: "Спросить, какой пробег, ездила ли по нашим, белорусским, дорогам, какой двигатель..."

В моем лексиконе появились новые слова типа "развал-схождение", "сайлентблоки", "замер компрессии", "иммобилайзер". Машины перестали быть на одно лицо. Выбирала их, как опытная женщина мужчину: не столько по внешности, сколько по состоянию:

- Какой объем двигателя? Сколько жрет бензина? Моновпрыск или инжектор?

А еще любопытствовала, кто до этого был хозяином машины. Ответ был неизменен: женщина. Будто если ездила женщина, то это изначально гарант, что автомобиль в отличном состоянии.

- Это вообще машина моей жены, - объяснял по телефону продавец "Пежо 106". - Состояние хорошее. Проблем ни разу не доставляла. Мы за все это время только масло в ней и меняли.

- Почему же продаете, раз хорошая?

- Поновее захотела. 206-й модели. Давайте встретимся, вы посмотрите, проедетесь.

Проехаться не пришлось. Когда машину подняли, в подвеске насчитали поломок на 500 долларов. Передних тормозных колодок вообще не было, с картера двигателя масло мелким дождем моросило прямо на голову автомеханику, задняя балка оказалась изношенной до предела. И фара, ко всему прочему, треснута (а оптика нынче дорогая!) и аккуратно заклеена декоративной блестящей наклейкой. Шутите, мне такой металлолом и даром не нужен.

В общем, через месяц я знала, где и за сколько можно проверить "француза", "японца" или "немца". Мне казалось, что я занимаюсь полной ерундой: трачу впустую деньги на диагностику машин, которые потом продаются (но не мне) или не продаются вовсе. Неприятной для меня новостью оказалось то, что практически все машины на рынке, которые "только что из Германии", за редким исключением - битые. Даже если у него TUV до 2006 года (серьезный немецкий техосмотр), - еще не факт, что документ не поддельный. Не говоря уже о том, что машина 1997 года не может иметь пробег 25 тысяч километров. Либо стояла битая, либо спидометр подкрутили. Если руль "лысый", без пупырышек, - машина намотала не меньше 200 тысяч километров. Начальную цену в большинстве случаев можно сразу сбивать примерно на 300 долларов и после этого торговаться в зависимости от ее состояния.

Апатия и скептицизм достигли предела. Мой первый вопрос теперь был:

- Она битая?

- Вы что, издеваетесь? - отвечал один.

- Ну чего я буду вас обманывать, - говорил другой. - Посветите лампой и увидите. Сами посудите: ну не может автомобиль из Германии стоить на нашем рынке столько же, сколько и на немецком. Ходили механики по рынкам - только две машины небитые нашли.

Мои мытарства закончились через полтора месяца. Я нашла свою машину. Первоначальная мечта "Рено Клио" (хэтчбек) трансформировалась в "Сузуки Балено" (седан). Она была с новыми бампером и фарами (следовательно, во что-то "тюкнулась") и изношенными передними тормозными колодками. В общем, это я еще могла стерпеть.

К слову, свою последнюю "крошку" я посмотрела на станции техобслуживания всего за 15 тысяч (двигатель и подвеску). Продавец без проблем согласился подождать полторы-две недели, пока я решу вопросы с кредитом. От него требовалось только две вещи: заключить со мной договор о купле-продаже у нотариуса, открыть счет и ждать, когда на этот счет упадут деньги.

Как свести дебет с кредитом

Дальше все должно было быть просто и ясно. В течение трех дней банк принимает решение, давать вам кредит, уменьшить его сумму или вовсе отказать. Далее заключается с банком договор. Вы с поручителями ставите под ним свои закорючки. После этого в течение трех банковских дней на счете продавца появятся долгожданные деньги. Причем если вы открыли счет в том же филиале, в котором получали кредит, то деньги продавец может обналичить на следующий же день...

Сложив по завершении эпопеи все цифры, я мысленно присвистнула. Моя "Сузуки" стоила 3.900 долларов. На всю сумму банк предоставил кредит. Каждый месяц я должна выплачивать 66 долларов, погашая основной долг, плюс проценты. 9,5 процента в год - это 370,5 доллара, то есть каждый месяц по 30,9 доллара. Это если считать по простой арифметике. По банковской же - проценты оказались гораздо меньшими, поскольку из месяца в месяц сумма основного долга сокращается. Так что проценты по моему кредиту составят за первый год примерно 335 долларов. А если я буду выплачивать вместо 66 долларов по 100 в месяц, то по процентам заплачу 318. А за следующий год - уже 202 доллара. В общем, чем быстрее я расплачусь, тем меньше переплачу. Вы сочувствуете банку и радуетесь за меня? Не стоит.

3.900 долларов на счет продавца перечислили в рублях по самому низкому курсу. За обналичку сняли 3 процента. В итоге пришлось доплачивать продавцу 165 долларов. До этого 115 тысяч я заплатила за договор купли-продажи и его копию. В бумаге даже не было написано, что продавец будет как-то наказан, ежели с машиной за это время что-то случится: скажем, он ее продаст или разобьет или ее угонят. Поэтому почти каждый день я нервно набирала номер продавца и паниковала, когда тот не отвечал. Еще 19 тысяч ушло на договоры поручительств. То есть, безусловно, за наличные деньги эта машина обошлась бы мне гораздо дешевле.

Только не думайте, что потом я об этом пожалела. Просто выяснилось, что все не совсем так просто, как обещали. Теперь я, как в том анекдоте, везде успеваю: съездить на авторынок за тормозными колодками, сменить масло в двигателе, заехать на заправку, потом в автомагазин за антифризом, сгонять в автосервис, поменять ремень ГРМ, договориться о стоянке... Теперь я думаю не о новых сапогах или сумочке, а о том, что нужно подготовить мою "ласточку" к зиме, купить ей коврики, брызговики, поставить сигнализацию. Теперь я знаю все, что обо мне думают водители автобусов, троллейбусов и автомобилей, на пути которых оказываюсь. И вообще - жизнь приобрела новые краски. Началась моя новая кредитная история. И если у нас, по последним данным, 3 миллиона машин в стране, то я положила начало 4-му миллиону.

Из личного опыта

В поисках машины нужно быть немного фаталистом. Ваш четырехколесный друг должен найти вас сам - тогда у вас не будет с ним проблем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter