Мечта-2020

Разведчики от геологии непреклонны.
Разведчики от геологии непреклонны. По их самым оптимистичным прогнозам, такой энергетический продукт, как природный газ, исчезнет через 150 лет, каменный уголь - спустя 450 лет, а потоки нефти иссякнут уже к 2060 году. Перспектива, по нынешним меркам, сопоставимая с концом света. Становится понятно, почему Китай готов затопить тысячи гектаров земли, переселить 30 миллионов человек, чтобы воздвигнуть самую мощную в мире гидроэлектростанцию, способную обеспечить теплом и светом две такие страны, как Беларусь. Не дремлют и ближайшие соседи. Программу развития малых и средних ГЭС, например, недавно приняла Украина. Все небольшие электростанции на своих реках вернула к жизни Польша. В прошлом году энергетики Беларуси сдали в эксплуатацию 3 мини-гидроэлектростанции. А к 2020 году у нас будет построено или восстановлено 24 ГЭС. Подробнее об этом корреспондент Аэлита Сюльжина беседует с генеральным директором концерна "Белэнерго" Сергеем БЕЛЫМ.

- Сергей Борисович, Беларусь - страна равнинная. И реки у нас с годами только мелеют. Неман уже практически несудоходен. Нам ли замахиваться на строительство гидроэлектростанций?

- Реки как источники энергии жители Беларуси использовали издавна. Мельницы на них ставили. После Великой Отечественной войны началось массовое строительство электростанций. В середине прошлого века их было уже около 50. Но развитию гидроэнергетики, а планировалось возведение каскадов ГЭС, помешала глобализация. Страна была включена в единую энергосистему. Знаете, ведь до сих пор наши мощности регулирует каскад Волжских ГЭС. А малые станции требовали капитальных вложений, обслуживания. Многие, особенно колхозные, пришли в запустение или полностью демонтированы. Но все-таки кое-где они сохранились. Например, в Ивьевском районе Гродненской области есть колхоз, который почти бесплатным электричеством и себя полностью обеспечивает, и нам еще продает. По оценкам ученых, малые и средние ГЭС могут дать ежегодно около миллиарда киловатт в час электроэнергии. Страна сегодня потребляет 34 миллиарда киловатт в час. Так что вклад довольно существенный. Скажем, все наше сельское хозяйство сможет без посторонней помощи освещать дворы и фермы. А если учесть, что 85 процентов энергоресурсов мы ежегодно завозим, тратя на это колоссальные деньги... И будем тратить еще больше - энергоресурсов ведь становится все меньше, и они дорожают.

- Но, говорят, себестоимость энергии, получаемой из воды, почти втрое больше, чем извлеченной из мазута и газа.

- Да, киловатт мощности на парогазовых установках стоит 600 долларов, на гидроэлектростанциях - около полутора тысяч долларов. Разница обусловлена большими первоначальными затратами. Для ГЭС надо строить дамбу, перегораживать реку, закупать и устанавливать оборудование. Но при этом не стоит забывать, что половина цены киловатт-часа - это газ или мазут. И доля топливной составляющей с каждым годом будет расти. А у ГЭС ее просто нет. Вода - божий дар нашей стране. Так что со временем энергия воды будет вдвое дешевле, чем выработанная на ТЭЦ. К тому же мы беремся за реализацию наиболее экономичных проектов. В СССР, к примеру, ГЭС начинали строить, если затраты окупались через 15 лет. Наши новые станции начнут приносить прибыль через 6 - 12 лет. Они будут максимально автоматизированы, что значительно снизит расходы на их обслуживание. Кроме того, ежегодно страна сможет экономить до 100 тысяч тонн импортируемого топлива, а значит, больше денег останется на реализацию социальных программ.

- Строительство ГЭС сопряжено с затоплением прибрежных земель. Не нанесет ли это ощутимый урон окружающей среде? Что говорят по этому поводу ученые?

- По заключению ихтиологов, запасы рыбы увеличатся почти в 2 раза. Ведь возле ГЭС появляется водохранилище. Зона досуга и отдыха. Скажем, на Гродненщине в Островецком районе мы восстановили Рачунскую ГЭС. Вместо заросшего болота появился прекрасный водоем. Рай для отдыхающих и для мелкого бизнеса. И район не в убытке - появляется новый источник налогообложения. А все эти разговоры о том, что мы перегородим плотиной Западную Двину и Неман и нанесем ущерб путям миграции рыбы, просто блеф. И одна, и вторая река уже давно перегорожены плотинами ГЭС в Латвии и Литве. И кстати, латыши планируют строительство еще одной станции на Двине.

- А как и что будем строить мы?

- По программе развития гидроэнергетики, которая воплощается в жизнь пятый год, через 10 лет в Беларуси появится 6 гидроэлектростанций средней мощности. Самая крупная - на 54 мегаватта в час - возле Полоцка на Западной Двине. На этой реке запланирован целый каскад из 4 электростанций. На Немане их будет две. Проект строительства первой уже прошел согласование в Правительстве. Оценивается он в 24 миллиона долларов. Деньги найдем сами без посторонней помощи. Инвестиционная программа концерна "Белэнерго" на нынешний год - 250 миллионов долларов. Неманскую ГЭС построим за 3 года, а капвложения окупим через 6 лет. В 2005 году начнем строить плотину и на Западной Двине.

Жителей Придвинья и Принеманья могу успокоить - никакого массового затопления земель не будет. Речь идет о подтоплении в пределах весеннего паводка. Дамбы одновременно могут использоваться как городские мосты. А водохранилища - благодатная среда для разведения рыбы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter