Меченый товар на едином рынке

Маркировка товаров контрольными знаками не сдерживает торговлю в ТС

Маркировка товаров контрольными знаками не сдерживает торговлю в Таможенном союзе, заявил заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко на заседании Совета по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. По его словам, она никак не ограничивает ввоз товаров. При этом Минэкономразвития России считает, что маркировка товаров контрольными знаками – административный барьер в торговле с Россией. Хотя с российской стороны готовится более серьезный бумажный барьер.

Белорусские налоговики объясняют российским коллегам, что контрольная марка – «это форма налогового учета, она затрагивает отечественного товаропроизводителя в одинаковой степени с производителем другой страны». Как отметил заместитель министра, в Таможенном союзе никто не мешает странам устанавливать свои налоговые формы контроля. В России также есть такие формы, но Беларусь не выставляет к ним претензий. Если российский производитель захочет ввезти в Беларусь миллион пар обуви, ему выдадут контрольные знаки на это количество; если надо больше, будет больше.

Единственный возникающий здесь вопрос: как завезти за рубеж контрольную марку? Чтобы снять эту проблему для импортеров, МНС подготовило изменения в Указ № 444, который регулирует маркировку контрольными знаками. Предлагается, чтобы импортеры маркировали свои товары уже на территории Беларуси.

Василий Каменко также отметил, что за время установления маркировки, которая ведется в республике с 2004 года, поступление налогов ежегодно увеличивается на 25—30 %. Сейчас контрольными марками отмечаются 22 товарные группы, из них по инициативе Министерства по налогам и сборам – две: пиво и моторное масло. При этом количество нарушений в сфере маркировки товаров постоянно снижается. Маркировка товаров контрольными знаками защищает добросовестного производителя и поставщика, и потому товаропроизводители, импортеры, отраслевые ведомства в равной степени высказываются за ее сохранение.

В самом деле, когда видишь на упаковке товара такую марку, не важно, будь то обувь или моторное масло, покупаются они на рынке или в магазине, сразу понимаешь, что товар настоящий и продается он легально, с уплатой положенных налогов и прохождением всех процедур по сертификации. Стало быть, есть уверенность в подлинности и качестве. А это один из признаков цивилизованности потребительского рынка.

Между тем во внешнеэкономической деятельности идет процесс адаптации к новым условиям работы, которые принес Таможенный союз. И если процесс выравнивания цен, разработка единых технических регламентов, особенно в сфере пищевой продукции, – дело постепенное, то вот процедуры, применяемые во взаимной торговле, влияют на работу предприятий сразу и без исключений. Не все так просто и гладко, и, например, наша сторона предложила России перенести на более поздний срок введение статистики взаимной торговли. Дело в том, что постановлением правительства Российской Федерации от 29 января 2011 года № 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерацией с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» предусмотрено обязательное наличие статистической формы у перевозчиков трех стран при перемещении товаров по всей территории России. Заполняется эта форма до начала перевозки товаров по России и становится обязательным сопроводительным документом. Если в комплекте товарно-транспортных документов ее нет, то перевозка товара без статформ повлечет административную ответственность по российскому законодательству. В результате рассмотрения поставленного нашей стороной вопроса на заседании Комиссии Таможенного союза заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов заверил, что до 1 апреля 2011 года нормы постановления применяться не будут. Ранее руководство Государственного таможенного комитета Беларуси выразило крайнюю озабоченность этим постановлением, расценивая его как создание дополнительных препятствий во внешнеторговом обороте с Российской Федерацией. Действительно, появляется дополнительный документ. Хотя ранее Комиссия Таможенного союза приняла перечень сопроводительных документов, которые должны следовать за товаром по территории союза.

Видимо, еще не раз и не два партнеры по Таможенному союзу будут поправлять друг друга, предостерегая от взаимного выстраивания барьеров, чтобы практика все-таки соответствовала духу решений о создании Единого экономического пространства. Не для того ведь договаривались о расчистке этого пространства, чтобы сразу же его разгораживать… Учет и статистика, безусловно, нужны, но меченный бумагами товар не должен замедлять свое движение по рынку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter