МЧС: спасти и сохранить

Во время «прямой линии» в «СБ» министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Ващенко...

Вчера паводковая ситуация в стране обсуждалась на совещании у Президента. Александр Лукашенко поставил задачу: главное — сработать на упреждение и максимально снизить ущерб от возможного наводнения. Разливающиеся реки и тающие сугробы на контроле у спасателей давно. Как укротить стихию, они знают. А местные власти, сами жители прибрежных районов? Во время «прямой линии» в «СБ» министр по чрезвычайным ситуациям Владимир Ващенко целый час отвечал на вопросы жителей подтопленных паводком домов. По ходу общения уточняя, знают ли о ситуации районные руководители, предлагали ли они на время переселиться, как часто возникает проблема с подтоплением? Но не словом единым: в тот же день по особо проблемным адресам выехали представители районных подразделений МЧС. Их отчеты по каждой конкретной ситуации мы публикуем как ответ министра. Впрочем, читатели спрашивали не только о «большой воде».


О подтоплениях


— Беспокоит Гомельская область, город Василевичи. Меня зовут Мария Анатольевна. У нас затопило подворье. Сложной ситуации до недавнего времени не было. Но вчера выяснилось, что сотрудники МЧС отводили воду с соседних улиц. И спустили на нашу. Поэтому территория улицы Октябрьской и улицы Островской подтоплена. Что нам делать?


— В дом комиссию по чрезвычайным ситуациям вы не пустили. Однако соседи рассказали, что по территории вашего огорода проходила дренажная канава, по которой вода через трубу, проложенную под проезжей частью улицы Октябрьская, стекала в поле. Вы канаву засыпали. Теперь Речицкое ЖКХ выдаст вам предписание в кратчайшие сроки ее восстановить.


— Гомельская область, город Василевичи. Меня зовут Елена Ануфриевна Ванечкина. Соседка вам моя только что звонила. У нас настоящий потоп. Напротив нашего двора под дорогой была труба. Но сейчас ее засыпали песком. Вода уходила в канаву. А теперь там сухо, а у меня в огороде — наводнение. Уже вторые сутки. Не знаем, что делать. Я ночь не спала — расстроена...


— Но, насколько мне доложили, вход в дом, ваши хозяйственные постройки и проходы к ним не затоплены? Речицкому ЖКХ дано поручение прочистить трубу. Мы проконтролируем. Вообще же уверен, этот вопрос можно было решить, просто набрав номер 101.


— Владимир Александрович, это вас из Калинковичей беспокоят, с улицы Лермонтова. Зовут меня Елена Александровна Линкевич. Помогите! Топит нас. Месяц были в воде. Засорился сток — труба через улицу. ЖКХ ничего не делает...


— У меня информация, что на вашем подворье воды в данный момент больше нет, хотя земля действительно мокрая. Ранее — да, подтопления талыми водами были, но КУП «Коммунальник Калинковичский» провел их откачку. Они же в период обильного таяния снега прокопали дополнительный сточный канал. Проверим и вам сообщим.


— Хойники на связи. Деморовский Леонид Иосифович. Нас затопило. Вода уже пошла под дом. Что делать? Двадцать лет все нормально было, а третий год — проблема. Раньше она была только моя, а сейчас вся улица в воде.


— Не только ваша. Еще и две соседние. Комиссией по чрезвычайным ситуациям определен комплекс мер по устройству водоотводящего канала длиной два километра. Это поможет исключить подтопление. Работы сейчас ведет Хойникское предприятие мелиоративных систем.


— Татьяна из Могилева. Владимир Александрович, а какие прогнозы по паводку на вашей родной Могилевщине? Какие районы затопит?


— А вы пробовали задавать эти вопросы у себя на местном уровне? Если хотите получить точную информацию, я вам порекомендую все же обратиться к местным метеорологам или в областное подразделение МЧС. Они вам покажут все карты. Кстати, они есть и на нашем сайте www.112.by. Я считаю, что паводка не стоит бояться. Просто нужно выполнять все рекомендации. Для проживающих в зонах возможного подтопления предусмотрена возможность временного переселения. Для этого определены места в больницах, профилакториях. Между всеми службами налажено четкое взаимодействие. Правда, бывают ситуации, когда люди сами не хотят принимать какие–то меры, переезжать. Думают, что можно просто откачать воду. А как, если ее уровень в реках повышается?


О гражданской обороне


— Александр Павлович беспокоит. Военный пенсионер. Печи, Борисовский район. Редакция «СБ» недавно поднимала очень серьезный вопрос. О возможной ликвидации проводного радио. Но как тогда в нашей стране будет работать система оповещения о чрезвычайных ситуациях? Ведь ее основу составляла именно радиоточка.


— Наше мнение: ликвидировать проводное радио неправильно. Но этот вопрос неновый. Он лежит в финансовой плоскости. Президент дал поручение подготовить проект нормативно–правового акта по определению государственной политики в области гражданской обороны. Хотя, как вы знаете, способов оповещения людей сейчас много: по телефонам — стационарным и мобильным, при помощи электросирен. В 2007 году дополнительно закупили 840 таких установок. В том числе мобильных. А телевидение? А интернет?


— Спросите у людей, кто знает сигналы оповещения, как действовать, заслышав их? Думаю, ни один, кроме работников МЧС, не ответит. Я в этой системе вращался в советское время и скажу так: опыт гражданской и местной обороны забыт напрочь. Хотя американцы в свое время взяли наш учебник по гражданской обороне, скопировали и до сих пор до корочки выполняют все указания. Раньше во всех организациях, магазинах, на предприятиях стояли стенды с необходимой информацией. Сейчас нигде нет! Кажется, опыт Крымска, где людей не предупредили о сильнейшем наводнении, ничему не научил. Ни одного учения даже не проводилось...


— Меня удивляет ваша позиция. Последние учения мы провели в декабре. Чуть ли не ежедневно показываем ролики по телевидению, транслируем их в людных местах — например, в гипермаркетах и на автовокзалах. В мае вы получите жировки, на обратной стороне которых прочитаете информацию о сигналах оповещения. Каждый март акцию «День безопасности» проводят школы. Никуда не исчезли и плакаты. При МЧС действуют курсы по гражданской обороне, где обучаются тысячи людей. Мы попросили социологов, чтобы они провели независимый опрос населения. Так вот, 70 процентов оценивают работу по пропаганде эффективной. Если у вас есть предложения, вы хотите поучаствовать, полны сил — приходите! Мы используем ваши знания и опыт и будем только благодарны.


О личной безопасности


— Добрый день! Сергей из Гомеля. Бывают ситуации, когда человек попадает в беду, скажем так, по собственной инициативе, из-за собственной безответственности. Работает ли у нас какая–то система возмещения затрат на спасение таких людей?


— Ее пока, к сожалению, нет. Хотя за халатное отношение к собственной безопасности ответственность вводить действительно пора. В частности, за выход на еще не окрепший или уже хрупкий лед. Мы предлагаем в такие опасные периоды дать право местным органам власти вводить локальные запреты. Людям, которые идут на риск сознательно, за свои поступки надо отвечать. Хотя, когда я это предложил, услышал в ответ массу претензий. Мол, как вы можете, для нас зимняя рыбалка — самое большое удовольствие. Мы же платим налоги, в том числе и для того, чтобы вы нас спасали, а потом лечили бесплатно. Но ведь работники МЧС — тоже чьи–то дети и отцы! И они ради этого чужого сознательного «удовольствия» рискуют жизнями. Кроме того, каждый такой выезд — это огромные затраты. Было бы более целесообразно направить средства на решение социальных проблем: повышение пенсий, заботу о детях. Но здесь нужно подходить взвешенно, не перегнув палку.


— Это Татьяна Ивановна Сотникова из Могилева. Хочу в свой дом купить печку–буржуйку. Их, кстати, выпускает наша промышленность. Тем временем пожарный надзор категорически запрещает использовать металлические дымоходы. Но кирпичными их же не сделаешь! Хотела с вами посоветоваться, как быть.


— Мы осуществляем надзор лишь в соответствии с требованиями нормативно–правовых актов. А значит, устанавливать такие печи нужно, руководствуясь определенными правилами. Для вашей же безопасности. Ведь если печку–буржуйку прислонить к деревянной стенке, то так и до возгорания недалеко. Вообще, все эти рекомендации должны быть прописаны заводом–изготовителем в инструкции.


— Добрый день! Новополоцк беспокоит. Жданович Александр Ефимович. В наших магазинах продают датчики, которые реагируют на дым. Но почему у нас не продают датчики, которые реагируют на утечку газа? Ведь сколько взрывов происходит!


— Мы обратим на это внимание. Но в любом случае они будут стоить приличные деньги. Это не примитивные устройства, гораздо более сложные, нежели датчики, которые реагируют на дым.


— В нашей стране стали выпускать газовые плиты со встроенным газ–контролем. Огонь тухнет, подача газа блокируется. Но почему–то МЧС отстранилось от их популяризации. Мало проводит разъяснительной работы с людьми. Надо бы больше информации давать в газеты, на радио, телевидение.


— А почему вы считаете, что этим должно заниматься именно МЧС?


— Это же вопрос безопасности! Именно спасатели должны быть проводником таких идей. У вас же есть соответствующие службы, занимающиеся пропагандой автономных пожарных извещателей. Кто, как не специалист МЧС, может разъяснить все преимущества?


Обо всем


— Петр Шульга из Бобруйска. Владимир Александрович, вопрос такой. Тема противопожарных разрывов достаточно остра. Особенно в частном секторе. Типичная ситуация. Человек купил старый дом. Снес его. Построил на участке новый. Хороший, красивый. Хочет ввести его в эксплуатацию, но согласование пожарного надзора не получает. Мол, расстояние до ближайшего жилого дома меньше, чем заложено в нормативах. А значит, он не может ни прописаться, ни электричество подвести, ни газ. Это проблема как–то решается или нет?


— Серьезный вопрос. Эта ситуация, с одной стороны, возникла из–за самовольного строительства без согласования, с другой — из–за бесконтрольности тех, кто должен был смотреть за этим и своевременно принимать меры. То, что расстояния соблюдать необходимо, очевидно. Дабы огонь не перебрасывался с одной постройки на другую. Но думаю, в ближайшее время какое–то компромиссное решение будет найдено.


— Это из Минска звонят. Скажите, оказывает ли МЧС при необходимости следующую услугу: снести инвалида с пятого этажа?


— Это не наша задача. Но если у вас нет родственников, близких, родных, соседей, обращайтесь. Но проблему будем рассматривать в индивидуальном порядке. Вообще же помогать в этом случае должны службы социальной защиты.


— Михаил, Минск. Недавно в интернете видел фото сгоревшего в Грозном небоскреба. И у нас в Минске массово возводятся такие дома. А если пожар? Справимся?


— В ближайшее время должен решиться вопрос об организации тендера на закупку современного маневренного вертолета Ка–32, как раз предназначенного для работы в городских условиях. Мы анализировали опыт работы коллег из разных стран и городов. В том числе московских спасателей. Использование вертолетов вроде Ка–32 при тушении подобных возгораний эффективнее всего. Возможностей же задействовать в городе имеющиеся у нас вертолеты Ми–8 и Ми–26 в силу их технических характеристик меньше. У них задачи разные. Более того, они могут только сбрасывать воду из устройств, крепящихся на внешней подвеске. Ка–32 тем временем имеет возможность подлетать к любому этажу, зависать и целенаправленно ликвидировать возгорание внутри здания при помощи системы горизонтального пожаротушения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter