Мчится тройка удалая

АВТОМОБИЛЬНЫЙ рынок Беларуси переживает этап серьезных перемен, вызванных вступлением страны в Таможенный союз с участием России и Казахстана...

АВТОМОБИЛЬНЫЙ рынок Беларуси переживает этап серьезных перемен, вызванных вступлением страны в Таможенный союз с участием России и Казахстана. Таможенные пошлины на ввоз импортных машин во всех трех странах должны уравняться. Для Беларуси это значит, что платежи возрастут в 7–10 раз. Так уже и произошло в том секторе, где продажи новых авто ведут юридические лица, а проще говоря, дилеры зарубежных концернов. В то же время продажа автотехники, собранной на территории Таможенного союза, может продаваться во всех его странах–участницах беспошлинно. Как новые условия сказываются на сотрудничестве белорусских и российских автомобилестроителей и каковы перспективы? С помощью экспертов Белорусской автомобильной ассоциации корреспондент «СОЮЗа» попробовал найти ответ на эти актуальные для многих вопросы.


— Характерной особенностью рынка Беларуси стало перераспределение покупательского интереса в сторону российских брендов, — расставляет акценты председатель БАА Сергей Михневич. — Продажи новых российских автомобилей возросли в прошлом году через дилерскую сеть на 81 процент! В то же время реализация импортных упала на 45 процентов. В 2009 году ситуация была прямо противоположной. Смена вектора связана, разумеется, с вступлением Беларуси в Таможенный союз. Усиление позиций российских брендов вызвано в первую очередь более доступной ценой и отсутствием таможенных платежей.


Сегодня в Беларуси можно купить через фирменный салон автомобили десятков самых известных в мире марок в сотнях модификаций. Тут и шикарный «Мерседес», и скромный «Хендай». Однако брендами 2010 года, если так можно выразиться, стали «ВАЗ» и «ГАЗ», завоевавшие примерно по 11 с лишним процентов белорусского автомобильного рынка. На пятом месте, пропустив «Фольксваген» и «ДЭУ», значится «УАЗ». Сообща у российской троицы получается 18 процентов. Секрет взрывного роста достаточно прост. В то время как на иномарки ценник в автосалонах существенно подскочил, на российские авто он увеличился незначительно. А поскольку доходы покупателей соответственно ввозным пошлинам на иномарки не возросли, то спрос сместился в сторону относительно недорогих машин. Это касается в первую очередь закупок со стороны бюджетных организаций и прочих юридических лиц, доминирующих сегодня среди клиентов автосалонов. Контролирующие органы в Беларуси особо не позволяют им шиковать за государственный счет.


Вот и вышли в лидеры небольшие, компактные автомобили класса АОО. Это единственный сегмент, продажи в котором в Беларуси возросли, да еще сразу на 28 процентов (в то время как продажи более крупных авто снизились на десятки процентов). А самой популярной легковушкой прошлого года стал «ДЭУ Матиз». Вторая в рейтинге — нестареющая «классика» «ВАЗ–2107». Однако если приплюсовать к ее показателям продажи столь же знаменитой «Нивы», занявшей пятую позицию, то «ВАЗ» окажется самой продаваемой маркой среди легковых автомобилей. Достоин упоминания и белорусско–иранский «Саманд», занявший четвертую позицию.


Еще разительнее российское лидерство среди коммерческих авто. Сегмент грузоподъемностью до 3,5 тонны продемонстрировал рост на 31,6 процента — главным образом за счет продукции ГАЗа и УАЗа. Первый из них завоевал без малого 38 процентов рынка, а «Газель», массово используемая в Беларуси как маршрутное такси, стала самой популярной моделью. Вторую строчку занял ульяновский «Фермер». И хотя между российскими брендами вклинился со своими коммерческими авто «Фольксваген», на ГАЗ и УАЗ приходится более половины всех купленных в Беларуси новых коммерческих авто!


Что же ждет в Беларуси потенциальных покупателей новых автомобилей в нынешнем году?


— Определяющим будет решение о выравнивании таможенных пошлин для юридических и физических лиц, — отвечает Сергей Михневич. — Ожидаем, что это произойдет 1 июля 2011 года. Тогда можно будет говорить о скором оживлении рынка в целом и восстановлении докризисных объемов продаж. Относительно устойчивыми будут продажи тех брендов, у которых есть сборочные производства в России и Беларуси. Ведь их машины из–за отсутствия ввозных пошлин дешевле импортных. Так, некоторые дилеры уже договорились о поставках новых автомобилей российской сборки. К примеру, в феврале–марте начнется продажа в Беларуси «Фольксвагена–Поло» седан, выпускаемого в Калуге.


О конкретных цифрах роста продаж новых авто умудренные опытом эксперты говорить не спешат. Да и пристрастия местных автомобилистов, привыкших к широкому разнообразию марок и модификаций, со счетов сбрасывать не стоит. Однако на другой чаше весов также веские аргументы. Так, в России, где заградительные пошлины на подержанные иномарки действуют уже достаточно давно, резко выросли продажи собранных в стране иномарок, благодаря этому общий подъем рынка в 2010 году составил около 30 процентов. Эта тенденция с развитием Таможенного союза распространится и на Беларусь. Здесь к тому же все более реалистичными становятся ставки по банковским кредитам для населения и предприятий. Во многом это заслуга российских банков, активно развивающих свое присутствие в союзной стране.


Наверное, многие в Беларуси с ностальгией будут вспоминать времена, когда можно было относительно недорого купить пусть изрядно подержанную, но еще представительную американскую или европейскую машину. Однако надо учитывать и весомые плюсы, которые получает страна от членства в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве с участием России и Казахстана — беспошлинные нефть и природный газ, свободное перемещение товаров, капиталов и многое другое. В том числе у белорусских предприятий появляется реальная возможность поставлять узлы и детали на сборочные производства известных мировых брендов, создаваемых в России. А заработанные за счет этого средства можно будет потратить на покупку нового авто.


МИНСК — НИЖНИЙ НОВГОРОД

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter