«Мажордом»

Журналистское расследование продолжается
Журналистское расследование продолжается

Этот вопрос мне уже несколько месяцев задают не только читатели, но и коллеги. Факт удивительного, редкого по наглости и масштабности самоуправства заинтересовал многих. После первой статьи и даже второй под тем же названием («Кто остановит произвол?») я отвечал: строят, как и строили. После третьей говорил: стройку остановили. Она называлась, напомню, «Для тех, кто не понял» и повествовала, в частности, о том, что на вопиющий факт обратил внимание Президент. Тем временем я подшивал поступившие официальные ответы и даже сам привлекался для допроса в качестве свидетеля. А поскольку после третьей статьи прошло более двух месяцев, пора и читателю сообщить, что на данный момент известно редакции — из официальных источников, из беседы с главным «героем» публикаций Г.Панфиловым и... его угроз.

Из официальных ответов я бы выделил два: из Минского облисполкома и областной прокуратуры. Вот что сообщил редакции заместитель председателя облисполкома В.Майко:

«По поручению Совета Министров облисполком рассмотрел критические статьи газеты «Советская Белоруссия» о незаконном строительстве многоэтажного жилого дома в д. Копище Минского района. В настоящее время строительство жилого дома прекращено, 29 сентября возбуждено уголовное дело. Материалы всех проверок направлены в Минскую межрайпрокуратуру для приобщения к следственным материалам.

По поручению УВД Минского облисполкома создана компетентная комиссия из специалистов различных отраслей для проведения комплексной строительно–технической и товароведческой экспертизы. Заключение комиссии будет приобщено к материалам уголовного дела в срок до 10 января 2005 года».

Обращаю внимание читателя на дату: «до 10 января». Это обстоятельство будет важно, когда мы обратимся к письму из прокуратуры и разговору с Г.Панфиловым. А пока посетим стройплощадку.

Она пустынна. Я впервые спокойно обхожу дом и внимательно осматриваю. С виду он практически готов. Осталось только навесить ворота на встроенные гаражи первого этажа. Внутрь, однако, не войти: два входа в жилые помещения заперты. К ним по ровному песку тянется лишь одна цепочка следов. Непохоже, что здесь работали экспертные комиссии: тогда площадка выглядела бы иначе.

Прекрасное жилье, надо вам сказать! Поэтому испытываю отнюдь не торжество — как–никак к остановке стройки приложил руку непосредственно. Испытываю лишь ту досаду, какую вызывает всякая дурость, бестолковщина. Ведь здесь потрудились — и хорошо потрудились! — десятки строителей. Сюда вложены огромные деньги. Часть, очевидно, принадлежит «генеральному» инвестору, но немало, похоже, заплатили и будущие владельцы квартир. Они могли бы уже вселиться и жить, будь дом построен легитимно, на законно выделенном участке.

Вместо этого — надолго затянувшийся «перекур» у строителей (которые едва ли виноваты), немалый стресс у инвесторов (что будет с домом и деньгами?), многомесячные следственные и экспертные действия. Что же будет с домом?

Звоню главному — до недавних пор — действующему лицу на стройке Григорию Панфилову (он, напомню, руководил строительством по генеральной доверенности граждан Малахова и Хасеневич):

«Удалось ли вам легализовать дом, как вы это публично обещали?» Вот дословный ответ: «Вы «помогли» мне своими статьями: технический паспорт на дом получить не удалось. Но уголовное дело по факту самоуправства закрыто. Это значит, что строительство законно. Есть заключение санстанции, в БРТИ уже заведено дело: все соответствует нормам и правилам. Благодаря вашим усилиям подняли всю мою подноготную, вы мне столько крови попортили... Такие вещи прощать нельзя. Жду окончания следствия, а потом... Буду с вами судиться».

Насколько заверения Панфилова расходятся с реальностью, говорит, например, начальник инспекции департамента государственного строительного надзора по Минской области Сергей Шалатонин:

«Все наши материалы по этому дому переданы в прокуратуру. Мы тоже ждем: будет ли он конфисковываться, передаваться кому–либо или разбираться, т.к. построен с нарушениями законов и строительных норм. За строительным процессом возведения дома никакой контроль не осуществлялся: ни технический надзор, ни авторский, ни со стороны Госстройнадзора. Кто ставил подписи в журнале производства работ — неизвестно: документации как таковой нет. Теперь, чтобы ввести дом в эксплуатацию, в обязательном порядке нужно техническое заключение науки. То есть организаций, имеющих лицензию на проведение этих работ. Методами неразрушающего или, если понадобится, разрушающего контроля — чтобы выявить несущую способность конструкций. Такого заключения тоже нет! Без него эксплуатировать дом нельзя!»

Всего 4 организации в стране имеют лицензии на такие работы: институты «Белжилпроект» и «Белпромпроект», Центр научно–технических услуг по строительству при Минстройархитектуры и Научно–исследовательское и экспериментально–проектное предприятие–институт БелНИИСА. В первом из них даже заместитель директора не смог припомнить экспертизу дома в Копище. Впрочем, уточнил, в договоре указывается не адрес, а заказчик. Таковых у нас две тысячи, не назовете ли фамилию? Поищем, мол, через компьютер.

Полагаю, бесполезно: у «заказчиков» сейчас проблемы. Их исчерпывающе описывает официальный ответ, полученный редакцией «СБ» из прокуратуры. Приводим его полностью.

«Сообщаю, что минским межрайпрокурором по факту самовольного строительства четырехэтажного многоквартирного жилого дома в д. Копище Минского района в сентябре 2004 года возбуждено уголовное дело в отношении Иванова И.И. и Петрова П.П. по ст. 383 УК Республики Беларусь (самоуправство).

В ходе расследования уголовного дела установлено, что в апреле 2004 года Сидоров С.С. по доверенности Иванова И.И. и Петрова П.П. без утвержденного проекта и паспорта застройщика начал самовольное строительство жилого дома... После утверждения проекта и изготовления паспорта застройщика самовольно начатое строительство продолжалось с отступлением от проекта.

Действия Иванова и Петрова повлекли существенное нарушение государственных и общественных интересов, направлены на подрыв авторитета государственной власти. Прокуратурой в декабре 2004 года в отношении Иванова И.И. и Петрова П.П., Сидорова С.С. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 233 ч. 2 УК Республики Беларусь (незаконная предпринимательская деятельность).

В процессе следствия наложен арест на домовладения Иванова и Петрова в д. Копище. У подозреваемых проведены обыска, в ходе которых изъяты вещественные доказательства, имеющие отношение к делу. Проводятся следственные действия и оперативные мероприятия, направленные на полное и всестороннее исследование имевших место событий.

Расследование проводит следственное управление предварительного расследования УВД Миноблисполкома. Фамилии участников уголовного процесса в интересах следствия изменены.

Начальник отдела по надзору за следствием в ОБД прокуратуры Минской области старший советник юстиции А.В.Галдукевич».

Замечу, что ответ прокуратуры датирован 10 января. Его формулировки понятны и однозначны. А мой разговор с г–ном Панфиловым, в котором он пытался их опровергать, состоялся 17–го... Способность нашего мажордома (слово означает «дворецкий, домоуправитель») выдавать черное за белое, держать мажорную мину при явно дурной игре, даже готовность обвинять в своих проблемах газету — все это могло бы смешить и умилять, если бы не «существенное нарушение государственных и общественных интересов, подрыв авторитета государственной власти».

Поэтому к его угрозам относимся спокойно. Читатели же легко предположат продолжение нашей истории про «Иванова, Петрова и Сидорова». Хотя самые внимательные и сейчас догадаются, кто есть кто. Наступит, несомненно, время, когда инкогнито будет раскрыто официально.

По этим ссылкам вы найдете другие статьи автора на эту тему:
http://www.sb.by/article.php?articleID=39075
http://www.sb.by/article.php?articleID=40087
http://www.sb.by/article.php?articleID=40364
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter