В Москве открыли памятник Майе Плисецкой в день ее 91-летия

Майя Плисецкая: неумирающий лебедь и Кармен

В Москве открыли памятник великой балерине в день ее 91-летия
В воскресное утро, 20 ноября, москвичи с букетами роз спешили на Большую Дмитровку – в сквер, который ровно год назад назвали в честь Майи Плисецкой. О великой балерине до недавнего времени напоминало разве что яркое панно бразильского художника Эдуардо Кобры, запечатлевшего ее в образе «Умирающего лебедя».


Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru

Установить памятник предложил муж балерины Родион Щедрин. Знаменитый композитор не раз признавался, что Майя Михайловна очень любила этот уголок в центре Москвы. И каждый раз, прилетая на родину (последние годы жила в Германии. – Прим. ред.), старалась заглянуть сюда хотя бы на пару минут.

– Надеюсь, со временем этот сквер благоустроят, посадят сирень и он превратится в место встреч молодежи, – сказал Родион Щедрин. – В одном из последних интервью Майю спросили, в каком городе она хотела бы жить. Супруга ответила: «Я уже живу, и это Москва». Сегодня Майя получила вечную прописку в своем родном городе.


На открытие монумента Родион Щедрин специально прилетел из Мюнхена.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/kpmedia.ru


Когда покрывало плавно соскользнуло с постамента, перед  публикой возникла Плисецкая – грациозная, вечно молодая. Ее запечатлели в образе Кармен, с которым вошла в историю мировой хореографии. «Кармен-сюиту» Бизе в обработке Щедрина поставил на сцене Большого театра в 1967 году кубинский балетмейстер Альберто Алонсо – специально для Плисецкой. Эту роль Майя любила больше других.

Автор скульптуры – заслуженный художник России Виктор Митрошин. Помогали ему архитекторы Алексей Тихонов и Василий Перфильев.

– Три года назад Майя Михайловна попросила меня слепить с нее статуэтку для ее международного балетного конкурса «Майя», – рассказал скульптор Виктор Митрошин. – Сказал, что создам ее в образе Кармен. Тогда казалось, что она человек без возраста. Были уверены, что до ста лет точно доживет. Но видите, как получилось... Создавал статуэтку, а она стала памятником.

– Мне кажется, все получилось: есть и движение, и порыв, и сила, – считает Родион Щедрин. – Мы видим не среднестатистическую балерину в пачке, а именно бунтарку, реформатора балета. Было несколько вариантов. Конечно, думал о Лебеде. Но сейчас это стало какой-то оберточной темой – он на конфетах, на парфюмерии...

А Кармен – это ее создание. Плисецкая долго вынашивала в себе эту роль.

ДОСЬЕ «СВ»

Народная артистка СССР Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Мать родом из города Вильно, отец – уроженец Гомеля. После окончания Московского хореографического училища Плисецкую приняли в труппу Большого театра, где более сорока лет она была прима-балериной.

Среди самых известных спектаклей с ее участием – «Умирающий лебедь», «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Болеро», «Кармен-сюита», «Прелюдия» и «Гибель розы». Главные роли в фильмах-балетах на музыку своего супруга Родиона Щедрина («Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой»). В картине «Фантазия» работала вместе с известным белорусским балетмейстером Валентином Елизарьевым.

Скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«ОНА ПРЕОДОЛЕЛА ЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ»

Несмотря на травму ноги, на открытие памятника прилетел из Европы художественный руководитель, генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

– Я сейчас сказал бы тебе: «C днем рождения, Майя Михайловна!» – с горечью произнес В. Гергиев. – Очень здорово, что этот памятник появился. Желаю русскому балету двигаться вверх и ввысь. Майя Михайловна преодолела многие ограничения, например, закон земного притяжения: никто так долго не летал столь ярко и убедительно над мировыми сценами. Мало кто умел притягивать к себе магнитом миллионы восхищенных душ. И мало кто умел так дружить, как Плисецкая.

Андрис Лиепа, солист балета, режиссер и продюсер:

– Я десять лет устраивал творческие вечера Плисецкой. Однажды на презентации ее фотоальбома «Аве Майя», когда легендарная балерина вышла на поклоны, включил музыку из «Кармен-сюиты». И она станцевала... руками. Представить себе не можете, насколько это было гениально! Зал взорвался аплодисментами.

Год назад мы с Родионом Щедриным подготовили потрясающий концерт в честь Майи Михайловны. Господь так распорядился, что 90-летие мы отмечали уже без нее. Но идею праздничного вечера Плисецкая придумала сама, заранее. Сказала: «Очень хочу, чтобы все было именно так». И мы исполнили ее волю. Даже то, что было написано в конце сценария: «Я появляюсь под музыку «Болеро». За пять минут до окончания концерта мы опустили экран и показали ее танец.

ПОСВЯЩЕНИЕ

В ее имени слышится плеск аплодисментов.

Она рифмуется с плакучими лиственницами,

С персидской сиренью,

Елисейскими полями, с Пришествием.

Есть полюса географические, температурные, магнитные.

Плисецкая – полюс магии.

«Портрет Плисецкой», Андрей Вознесенский (1966).

Автор публикации: Нина КАТАЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter