Народный календарь: 3–9 мая 2021 года

Майские грозы — Юрьевы росы

Последний месяц весны во все времена мог не баловать теплом, а вот зелеными лугами и переливами птичьих голосов всегда радовал. Недаром его называли «травень» и «песенник». С этой поры начинались работы в поле, набирало силу первое, или, как говорили наши предки, «няпэўнае», лето. 

Фото Ольги Пак.

В старину замечали: «Май зямлю грэе, а сiверам вее», «Май — каню дай, а сам на печ уцякай». В нестабильную погоду, характерную для начала месяца, время для посадок на огородах определяли по крапиве. Если она поднимется и закудрявится немного, то рассаду можно высаживать в грунт.

Погоду предугадывали, наблюдая за березой: если листья на дереве распускались рано, то лето ожидалось теплым. А уж если в мае холодно, то говорили, что год будет неурожайным. Звездные ночи в начале месяца предвещали возможные сильные бури в летний период. Снег и небольшой мороз в первой декаде мая обещали засушливое лето, дожди и грозы — хороший урожай. Большое количество майских жуков — знак жарких летних месяцев. 

3 мая — день памяти преподобного Федора, который исцелял больных и творил чудеса. С давних времен считалось, что на Федора покойники начинали тосковать по земле. Поэтому наши предки с этого дня посещали кладбища, приводили в порядок после зимы могилы родных. 

6 мая — день святого Юрия, или Георгия Победоносца. Его особо почитают восточные славяне. Изображен Юрий на иконах на белом коне и с копьем, пронзающим страшного змея. 
На рассвете 6 мая семейные пары, желающие стать родителями, совершали ритуал. Нужно было собрать рушниками росу с трав, а затем обтереться ими мужу и жене.
Считается, что Бог вручил Юрию заветные ключи от небесной канцелярии, с помощью которых он может одаривать землю живительными дождями и грозами.

К празднику «Юр’я» белорусы готовились заранее. Девушки обходили свою и соседнюю деревни, собирая на каравай муку, яйца, масло, сыр, колбасы, «печыва». «Хлопцы» покупали немного «гарэлкi для лю­дзей старэйшых», довольно много пива и меда. Все «прысмакi» приносили в одну хату, туда, где жила «дзяўчына‑нявеста». В этом доме все убиралось, мылось, варилось, пеклось и «смажылася», а основное внимание уделялось караваю. Его украшали разноцветными «стужкамi». 

С утра шли в церковь на службу, потом — в дом, где начиналось празднование. Одному из парней ставили на голову каравай, а затем с музыкой и «спевамi» отправлялись в поле, к лучшим всходам. Становились на колени, начинали молиться. По окончании молитвы срывали несколько взошедших стеблей и бросали их на каравай с пожеланиями доброго урожая. 

Возвратившись в хату, отмечали праздник, который мог затянуться до утра. Заметим, что «Юр’я» был последним хмельным днем в этот период. Впереди предстояла посевная.  

Каждый «гаспадар» утром, взяв с собой сыр, яйца, колбасу и каравай, выходил в поле. Перед тем как приступить к работе, совершал обряд окропления юрьевой росой: качался по ней сам, а затем должен был намочить в ней и каравай. На границе своей нивы он говорил: «Добры дзень, нiва святая, вiншуем i з хлебам, i з соллю, i святым Юр’ем, каб Бог i Юр’я пацешылi надвор’ем, ураджаем i здароў’ем, а гаспадару пiва варыць, сыноў жанiць, а дачок замуж аддаваць». Хорошим знаком считалось, если каравай был ниже зеленых всходов и мог в них «спрятаться».
ПРИМЕТЫ

В день святого Юрия обязательно должен пройти хотя бы небольшой дождик. Верили, что он может положительно повлиять на удои молока у коров. Поэтому хозяйки были рады даже небольшой тучке, что появлялась в небе над селом.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter