Майор Ветров

Всё, что осталось, - долг чести
Всё, что осталось, - долг чести

Александр Франскевич-Лайе — человек стремительный. Только-только закончил на «Беларусьфильме» сериал по книгам Николая Чергинца (авторы сценария — Николай Чергинец, Глеб Шпригов и Александр Зайцев) — и вот уже стоит на перроне, ждет поезда на Питер, где у него новый проект. Тем не менее поговорить я с ним, практически на перроне, успела, причем не только как с режиссером, но и как с одним из первых зрителей фильма, премьера которого состоится в понедельник на Первом канале.

— Мне кажется, получилось, — говорит Франскевич о своем новом фильме. — Правда, пресса упорно вводила публику в заблуждение по поводу того, что мы снимаем. И теперь я начинаю испытывать легкий конфуз, потому что зрители будут ждать блокбастер с экшном, а это всего лишь психологическая драма с элементами боевика... Конечно, мы подняли планку несколько выше: обычно сериалы снимают на видео, сцены часто — одним планом, чтобы сократить сроки съемок. А мы снимали все–таки киношным методом, на 35–миллиметровую пленку, делали правильное монтажное кино, когда есть глубина кадра и за событиями не скучно следить. «Майор Ветров» уже принят на российские каналы, на украинские, закуплен для показа по регионам... На протяжении нескольких лет в адрес «Беларусьфильма» я слышал сплошной негатив: якобы здесь все лежит, снимать нормальное кино невозможно и так далее. Бред. Все здесь возможно, почва есть. Другой вопрос, что не хватает грамотной инициативной группы, которая могла бы это все организовать. Замечу: не только инициативной, но еще и грамотной в производстве, в прокате, чувствующей конъюнктуру и понимающей, как можно не только создать продукт, но и реализовать его на рынке. Я сам имею отношение к Беларуси и мне очень жаль, что в такой талантливой стране, где создавалось действительно хорошее кино, где были и есть достойные внимания и уважения актеры, национальная киностудия находится в некоем подсобном состоянии. Просто нужно писать правильные сценарии, ориентироваться на создание того продукта, который сегодня востребован. И попытаться все–таки создавать своих звезд.

— Значит, вы прочли сценарий «Майора Ветрова» и сразу поняли: вот оно — то, что нужно.

— Да. Сразу родились какие–то режиссерские ассоциации, и я решил, что из этого сценария мы сделаем кино, которое будет просто необходимо и для телеканалов, и для зрителей. Весь вопрос ведь в том, как преподнести тот или иной материал. А материал в сценарии хороший, потому что там повествуется об очень актуальных вещах.

— У вас не возникло соблазна самому сыграть одну из ролей?

— А я их и так все переиграл. За каждого из актеров, прямо на площадке. Но особого желания попасть в кадр у меня нет. Актерская профессия осталась где–то в прошлом. Хотя, быть может, в других условиях... Если Роберт Редфорд успевает снимать в кино еще и себя, так для этого у него есть и финансы, и время. А у нас на съемки одной серии было отпущено всего 10 дней. Это не мало, но и не достаточно для того, чтобы еще и режиссеру перевоплощаться в какой–нибудь персонаж.

— Я знаю, что это была ваша идея — пригласить Олега Штефанко на роль Романа Ветрова...

— Еще когда я был сопродюсером в картине «Заказ» (режиссер Вера Глаголева), мы пробовали Штефанко на одну из ролей. Правда, в ту картину он не попал — внешне не сочетался с героиней, но сам актер мне очень понравился, запомнился. Позже я увидел его в одном из сериалов... А когда я созвонился с Олегом, чтобы предложить ему роль Ветрова, он чудом оказался свободен на весь съемочный период. И это летом, когда все актеры практически заняты! Но Штефанко как раз только что закончил сниматься... Я считаю, нам просто повезло.

— А Мухтар Гусенгаджиев откуда взялся?

— Да, Книга рекордов Гиннесса признала его самым гибким человеком планеты... Но дело не в этом. Когда я увидел его фотографию, мне очень понравилось его лицо. Пообщавшись с Гусенгаджиевым лично, я окончательно понял, что именно таким Хакима себе и представлял. Ходульный образ бандита — это, как правило, перекошенное лицо со шрамами, вызывающее негатив с первой минуты. Я же пошел от обратного. Этот бандит — практически такой же очаровательный человек, как и герой, просто по–своему зарабатывает деньги. Видите ли, когда я работал над проектом «Криминальная Россия» для российского Первого канала, меня потрясла одна вещь. Симпатичные голубоглазые парни лет 20, совершенно обаятельные люди приходят на допрос, а за ними — убийства десятков человек... Словом, мне хотелось создать такие образы, чтобы в них жила внутренняя дилемма, чтобы персонаж, раскрываясь в образе, постепенно вызывал антипатию.

— То есть отрицательных героев так сразу и не вычислишь?

— С положительными героями тоже не все так просто. Один из друзей Ветрова, Анатолий, попадает под влияние наркотиков, в результате совершает убийство и оказывается за решеткой. Еще один друг, Емельянов, позволяет себе увлечься женой Анатолия, создает конфликтную ситуацию... По идее, они оба неплохие парни, но единственным сильным звеном в этом треугольнике друзей оказывается Ветров. Он таким и должен быть — все–таки мы создавали кино о герое, а не о душевно больных людях, которые не могут разобраться с самими собой.

— Кстати, я обратила внимание, что наша Светлана Зеленковская, сыграв в «Ветрове» подругу криминального «авторитета», даже в жизни имидж изменила...

— Эту героиню мы придумали специально — первоначально в сценарии ее не было. Но я решил, что Хаким, как всякий мужчина, должен быть с женщиной. Бандиты не могут выглядеть ходячими монстрами с пистолетами, у них должна быть своя жизнь. Поэтому и была придумана эта роль... Позже я смотрел многих актрис, нежных, женственных, но именно в Светлане почувствовал еще и драйв, боевой характер. Накануне съемок попросил ее заняться спортом, походить в тренажерный зал, и она послушно выполнила мои пожелания, качала себе мышцы, плечи... Вообще, она молодец.

— До того как приступить к освоению режиссуры в польской и немецкой киношколах, на сцене русского театра в Минске вы играли Гамлета. Не планируете когда–нибудь снять фильм о Гамлете?

— Вы читаете мои мысли. Очень хочу снять такой фильм! Причем это будет современная, сегодняшняя история. Вообще, это хороший криминальный сюжет, причем Гамлет отнюдь не положительный герой. Однажды в Голландии мне попалась газета, из которой я узнал, что студенты Калифорнийского университета осудили Гамлета на пожизненное заключение по совокупности совершенных им преступлений. Не поверите, я был окрылен: оказывается, кто–то еще разделяет мою точку зрения на этот образ. Хотя сколько раз мне приходилось ее отстаивать... Может получиться очень современное кино. Если бы белорусы согласились участвовать, я был бы просто счастлив...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter