“Майор Ветров”: задача выполнена

На Первом канале белорусского телевидения состоялся премьерный показ четырехсерийного телевизионного художественного фильма по мотивам книг известного автора остросюжетных романов Николая Чергинца. Вскоре фильм увидят и российские зрители. Героями произведений Чергинца становятся люди, характеры и жизненные ценности которых востребованы во все времена. Это готовность пожертвовать собой во имя долга, чести, своих близких и Родины. Звучит высокопарно, но эти характеры выводит на страницы своих книг автор, который, по его собственным словам, предпочитает создавать образы, наблюдая жизнь и основываясь на личном опыте. Героем картины “Майор Ветров”, сценарий которой Николай Чергинец написал в соавторстве с Глебом Шприговым и Александром Зайцевым, стал офицер спецназа.

Образ военного человека во все времена востребован кинематографом. Но редко о спецназовце пишет человек, руководивший обороной Кабула в годы советского присутствия в Афганистане. Когда Николай Чергинец на несколько недель уходил в горы на операцию, в его кабульской квартире оставалась семья — жена и дочь. Возле каждого окна в квартире лежали заряженные автоматы Калашникова, а на стульях были разложены гранаты: домашние офицера-спецназовца должны были быть готовыми к любому повороту событий. Дочь вместе с другими детьми ездила в школу при советском посольстве на микроавтобусе, стены которого обкладывались бронежилетами.
Жизнь председателя Комитета по вопросам внешней политики Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председателя Постоянной комиссии по международным делам и национальной безопасности Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, председателя Союза писателей Беларуси, члена Белорусского союза журналистов, Белорусского союза кинематографистов, генерал-лейтенанта, кавалера многих орденов и медалей, лауреата премий имени Фадеева, Пикуля, автора более 40 детективов Николая Чергинца и сама по себе могла бы послужить основой для остросюжетной кинокартины. За достижения в области культуры и науки он внесен в Книгу рекордов Гиннесса, а в 2005 году Международный биографический центр Кембриджа объявил о присуждении ему звания “Международный профессионал” за выдающуюся деятельность в развитии международных и межпарламентских отношений.
— Не скрою, в последние годы политиком я чувствую себя чаще, чем писателем, — говорит Николай Чергинец. — Хотя продолжаю писать. Я вообще очень приветствую, когда люди любых профессий занимаются писательским трудом. Помню, когда работал в милиции, коллеги подкалывали меня тем, что я пишу детективы. Но я был признан одним из лучших оперов Беларуси, а мое отделение считалось одним из лучших в Союзе. И я считаю, что многие профессиональные вопросы мне помогали решать те знания, которые я приобрел, размышляя над очередной книгой. Литературный труд заставляет становиться наблюдательнее, иначе смотреть на людей, стараться их понять.
Николай Чергинец часто представляет Беларусь на международном уровне и убежден, что работа политика сродни писательскому труду.
— Дипломат, как и писатель, должен уметь находить емкие слова, логически строить свои возражения, доказательства. Многие дипломаты пробуют себя в литературе. Правда, не все это афишируют.
Сюжеты своих произведений, рассказал Николай Чергинец, он часто берет из жизни.
— Когда много лет работаешь над одной темой, приобретаешь способность придумать сюжет даже более жизненный, чем это бывает в действительности. В моей книге “Четвертый след” было две сюжетные линии: милицейско-прокурорская и преступников. К каждой из них я возвращался попеременно, есть такой литературный прием. И так получилось, что милицейская линия у меня была еще не готова, а преступников уже можно было брать. Я решил придумать что-нибудь моим преступничкам. Думаю, пусть они поедут в Могилев. Представил себе этот город и решил, что они совершают кражу в универмаге, а проникают туда, разобрав дымоход. К этому моменту я закончил милицейскую линию. Воры возвращаются в Минск — а там их уже ждут. Вышла книга. Пришло мне несколько писем от читателей. Одно из них — от коллег-милиционеров из Могилева. Они написали много хороших слов, а в конце приписка: “Просим сообщить фамилии преступников, которые совершили кражу из универмага, проникнув туда через дымоход, а то у нас эта кража до сего времени висит”. Кража, кстати, была совершена до того, как вышла книга, и возможность того, что злоумышленники прочитали роман и взяли план ограбления универмага “на вооружение”, исключена. Самое интересное, что я об этом преступлении ничего не знал. Случайно попал в точку.
Что касается сериала “Майор Ветров”, то и в данном случае на один из вечных зрительских вопросов: а могла ли такая история произойти на самом деле? автор сценария отвечает утвердительно.
— Жизнь иной раз создает такие ситуации, что нарочно не придумаешь, — говорит Николай Чергинец. — Мне самому приходилось быть свидетелем такого, что до сих пор не знаю, как описать в романе: читатель не поверит. Так что то, что показано в фильме “Майор Ветров”, тоже вполне реально.


Первые эксперименты в общении с кинематографистами для Николая Чергинца прошли не совсем гладко.
— К сожалению, оба фильма по моим книгам мне не очень понравились, — рассказывает он. — Особенно — “Вам задание”. Двадцать лет я не давал согласия на экранизацию этого романа, а несколько лет назад все же согласился и теперь жалею. Один из героев романа, молодой милиционер, женится 22 июня 1941 года, и его забирают на фронт прямо из-за свадебного стола. Его жена, медработник, тоже оказывается на фронте. И всю войну они друг друга ищут. Одна из встреч происходит при следующих обстоятельствах. Главный герой, командир разведотряда, получает ранение в шею и руку и оказывается в госпитале. Вдруг паника: немецкие танки прорываются. Раненых решают отправить на полустанок в лесу, лихорадочно загружают в вагоны. Герой лежит на плащ-палатке на земле и вдруг видит свою жену. Из-за ранения в шею говорить он не может и показывает ей здоровой рукой: подойди. А сам — заросший, грязный, весь в крови и бинтах, и жена, врач полевого госпиталя, его не узнает. Наклоняется к нему: что, миленький, больно? Потерпи, сейчас вас довезут. Поезд трогается, и только тут она понимает, чьи глаза только что видела. Что в фильме сделали? Паника в госпитале, эвакуация раненых... Неважно сыграла актриса, потому что ей, наверное, не дали соответствующей установки. Она лично загружает своего мужа, он лежит чистенький, выбритый, а она его не узнает!..
Но с “Майором Ветровым” все обещало быть удачным. Начнем с того, что этот фильм должен был стать, пожалуй, первым совместным российско-белорусским проектом в жанре “экшн”. Российские боевики и телесериалы, которые в последние годы снимались на “Беларусьфильме” и где белорусские актеры использовались в качестве статистов, не в счет. “Майор Ветров” был равноправным проектом, в котором “Беларусьфильм” должен был продемонстрировать свою состоятельность во всех отношениях и способность быть не просто съемочной площадкой для российских кинокомпаний, а надежным партнером в сфере киноиндустрии. Был подобран отличный актерский состав, талантливый режиссер, высокопрофессиональная съемочная группа — от костюмеров до осветителей. Была запущена мощная рекламная кампания. Смонтированный ролик крутили по телевидению и в минском метро. Надо сказать, умело подобранные кадры из фильма действительно вызвали интерес и фильм ждали. Мы ждали того, что обещали нам анонсы:
“...Роман Ветров, ветеран афганской войны, кадровый офицер спецназа, вступает в борьбу с бандой международного наркодельца, своего давнего недруга Хаккима. В бою с бандой Хаккима погибает его отец, возлюбленная Ветрова Марина выходит замуж за его бывшего друга, ставшего подручным Хаккима. Майор становится жертвой интриги, тонко разыгранной наркомафией: по приговору суда он безвинно осужден и отправлен в тюрьму. И только верность долгу чести, несгибаемая воля и мужество помогают Роману Ветрову преодолеть все преграды и победить зло”.
Интригу подогревало и то, что всем было известно: в фильме задействованы актеры такого уровня, как Олег Штефанко (знакомый зрителю по картинам “В поисках капитана Гранта”, “Бухта смерти”, “Господа офицеры”), Евгения Крюкова (красавица Бероева из сериала “Петербургские тайны”), каскадер Мухтар Гусенгаджиев (признанный Книгой рекордов Гиннесса самым гибким мужчиной планеты и много работавший с голливудскими кинозвездами), белорусская актриса Светлана Зеленковская (известность которой в Беларуси в наибольшей степени связана с откровенной сценой купания с российским актером и стриптизером Тарзаном в фильме “Анастасия Слуцкая”)...


Фильм прошел на телеэкранах и задачу-минимум любого коммерческого кинопроекта выполнил — окупился. Фильм made in “Беларусьфильм” охотно закупают не только белорусские, но и российские, украинские телеканалы. То, насколько это важно для белорусского кинематографа в частности и белорусской культуры в целом, нам, наверное, еще предстоит осознать. Ведь коммерчески успешная киноиндустрия может являться локомотивом финансового успеха, а как следствие — и востребованности в своей стране и за ее пределами отечественных сценаристов, писателей, тех же музыкантов и, наконец, актеров. И если белорусская киноиндустрия начнет зарабатывать деньги, она постепенно станет финансировать (вовсе не из гуманитарных соображений, а по необходимости) все вышеперечисленные отрасли культуры, которые могут существовать и самостоятельно, но во всем мире писатель, желающий стать миллионером, заботится о том, чтобы его книги были кинематографичны. В дне сегодняшнем даже как-то смешно писать о “белорусской киноиндустрии”, но, считаю, можно говорить об этом, потому что первая ласточка (или первый блин, это уж кому что больше нравится) уже есть.
К сожалению, следует признать, что для недовольства белорусским кино у самих же белорусов в последние годы довольно много поводов.  Сумеет ли “Майор Ветров” разрушить этот стереотип?
По словам режиссера Александра Франскевича-Лайе, долгое время он слышал, что на “Беларусьфильме” снимать качественное кино нет никакой возможности. Снимая “Ветрова”, он убедился, что это не так. Но, сказал, выступая в белорусской прессе, режиссер, снявший успешные сериалы “Криминальная Россия” и “Слепой-2”, белорусам надо “писать правильные сценарии, ориентироваться на создание продукта, востребованного на рынке, и создавать своих звезд”.
В этой связи хочется сказать несколько хороших слов в адрес Светланы Зеленковской, сыгравшей небольшую, но запоминающуюся роль подруги “главного негодяя” Хаккима. Изначально этой роли в сценарии не было, но создатели сериала решили, что рядом с Хаккимом, как и со всяким мужчиной, должна быть женщина. Бандиты в фильме (в этом сошлись и Николай Чергинец, и Александр Франскевич-Лайе) не должны были выглядеть монстрами из комиксов. Зеленковская очень ответственно подошла к своей роли: занималась спортом, качала мышцы. В результате на экране вполне убедительной получилась спутница жестокого, но в чем-то обаятельного Хаккима, которого прекрасно сыграл Мухтар Гусенгаджиев. Очень непростой была роль возлюбленной Ветрова Марины, с которой блестяще справилась Евгения Крюкова.
Нельзя не сказать об актере, сыгравшем главную роль, — Олеге Штефанко.
— Он очень вжился в роль, — считает создатель образа Ветрова Николай Чергинец. — Если бы было продолжение сериала, он был бы вообще просто идеален. В целом и российские, и белорусские актеры проявили себя хорошо. “Майор Ветров” — это лучшее, что было снято по моим книгам.


Премьера сериала “Майор Ветров” в Беларуси стала абсолютным лидером вечернего телеэфира. Первую серию фильма вечером 26 февраля смотрели более 40 процентов вечерней белорусской телеаудитории. И все же нельзя сказать, что зритель воспринял телесериал однозначно. Мнения разделились. Дело в том, что рекламный ролик обещал блокбастер с крутым экшном, почти Голливуд. Получили нормальную психологическую драму с элементами боевика. Но не обещанный экшн. Может быть, ролик надо было снимать другой, чтобы не обманывать ожидания зрителей. А может, просто не удалось в четыре серии втиснуть такое количество сюжетных линий и противостояний характеров, поэтому противостояния эти получились очень схематичными и слишком уж бесхитростными. К тому же съемочный коллектив должен был уложить съемки каждой серии максимум в 10 дней, так что зрителю пришлось согласиться с таким подходом специалистов монтажа, когда некоторые события остаются за кадром и о них нам сообщают постфактум, что не добавляет повествованию ни логики, ни веры зрителя.
Так справился ли “Майор Ветров” со своей задачей? С коммерческой точки зрения — да. С художественной... В конце концов, “Майор Ветров” должен был показать и показал зрителю старый как мир образ сильного человека, в лучших традициях жанра вступающего в борьбу со злом. Для “Беларусьфильма”, кстати, образ неожиданный своей однозначностью, бескомпромиссностью, целостностью, готовностью не “разважаць”, а действовать. Может быть, это не шедевр, но добротный представитель своего семейства. И, кто знает, если найдутся люди, которые за этим первым блином не поленятся испечь и второй, третий, то, возможно, со временем о “Беларусьфильме” и белорусском кино можно будет говорить как о мощной киноиндустрии без всякой иронии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter