Майолика без дна

Когда майолика вернется в моду

Можем ли мы возродить это отличительное, с богатой историей ремесло, чтобы интуристы и с нашей страны увозили уникальные керамические сувениры
Казалось, что мода на майолику (разновидность керамики, изготавливается из обожженной глины с использованием глазури), не пройдет никогда. Из нее в XII веке на полу выкладывали настоящие картины и ею украшали фасады зданий, а начиная с XVI века в домах не жалели отводить с десяток полок, чтобы майоликовые изделия радовали глаз. Увы, в дальнейшем ей была уготована совершенно другая судьба, ее попросту… забыли. И хотя сегодня чуть ли не в каждом населенном пункте страны при раскопках обязательно находят майолику, не многие из нас могут рассказать о ней что-то внятное, да и не всякий керамист-профессионал готов взяться за возрождение технологии.


Итальянская роскошь в белорусский дом 

Как таковой родины у майолики, как и у слуцких поясов или кореличских гобеленов, в нашей стране нет. Майоликовые изделия при раскопках находили в окрестностях Минска, Пинска, Новогрудка, Полоцка, Гродно, где, собственно, в свое время, столетия назад, располагались и производства. Сама технология создания необычных керамических изделий была изобретена в Египте, Вавилоне, других странах Древнего Востока. А благодаря испанским и итальянским мастерам получила расцвет в Европе. На белорусские земли майолика пришла вместе с «мураванай» архитектурой в XII веке. 

Что производили из майолики? Все что угодно — от детских игрушек до посуды. Правда, на территории Беларуси в XII веке все эти вещи популярностью не пользовались. И лишь плитка из майолики нашла применение. Ею украшали полы храмов. Самый первый пример — декорирование Софийского собора в Полоцке. Впрочем, и сегодня образцы плитки XII века в этом городе можно увидеть. Директор Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника Тамара Джумантаева рассказывает:

— Экспозиции, посвященной исключительно майолике, в музеях города — их у нас 11 — нет. Но образцы этой разновидности керамики все же увидеть можно. Например, в Софийском соборе представлен мозаичный пол из майоликовой плитки вишневого, зеленого и желтого цветов. 

Впрочем, во время экскурсий о майолике не говорят. Так что даже те, кто был в Софийском соборе, и понятия не имеют, что видели самый настоящий артефакт, свидетеля старины глубокой. Едва ли кто-то в курсе, что майоликой украшена и Коложская церковь в Гродно. Более того, это чуть ли не единственный пример того, как лакированную обожженную глину использовали для обрамления фасада здания. 

Плиткой майоликовое производство не ограничивается. В XII веке это ремесло на белорусских землях делало весьма неуверенные шаги, второе его «пришествие» было более удачным. Возобновлению белорусской майолики в XVI веке мы обязаны итальянке, королеве Боне Сфорца, которая вышла замуж за главу Великого Княжества Литовского и короля Польского Жигимонта. После свадьбы супруги жили на наших землях, а Бона, привыкшая к роскоши, постепенно стала вносить итальянский лоск в новый дом. Она привезла с собой заграничных мастеров, которым, помимо прочего, предстояло обучить наших ремесленников производству дорогих и статусных в то время майоликовых изделий.



Посуда — для красоты

Почти три века расписные майоликовые кружки, тарелки, кувшины и другие предметы быта были желанным подарком у знати. Все изделия использовались не по практическому назначению, а как украшение. В домах вместо картин на стенки вешали с десяток полок, куда затем ставили всевозможную майоликовую посуду и статуэтки. Своеобразная дань моде. А если кто-то из гостей просил налить напиток в майоликовую кружку, то зачастую это было невозможно — они без дна! И вовсе не из-за халатности ремесленников. Мастер и не думал тратить время на создание полноценного изделия, которое предназначалось для украшения помещения. Впрочем, позволить себе такой декор могли лишь состоятельные жители.

Чем же отличалась белорусская майолика от той же итальянской? С таким вопросом я обратилась к старшему научному сотруднику Института истории НАН Беларуси кандидату исторических наук Ирине Ганецкой, которая изучением майолики занимается еще со студенческой скамьи. Она рассказала, что во время первого этапа развития майолики в нашей стране, когда популярность приобрела плитка, отличия были в форме и цвете. Например, полоцкие мастера делали квадратную плитку желтого, зеленого и коричневого цветов. В храмах ее укладывали в шахматном порядке. Получался как бы ковер с простым геометрическим орнаментом. Благодаря покрытию эмалью керамический пол отражал солнечные лучи, и в храме создавалась своеобразная атмосфера. Мастера, которые работали в Пинске, плитку делали разного размера, во время раскопок удалось найти больше тридцати форм. Можно только догадываться, какие картины с их помощью выкладывали на полу. А гродненские ремесленники, помимо плитки для пола, производили еще плитку и для украшения фасадов. 

В XVI веке были уже другие особенности — на майоликовых изделиях появляется роспись. Каждый предмет расписывали вручную, причем работа эта была действительно кропотливая. Художник не знал, что в итоге получится, поскольку цвета проявлялись только после обжига. Более того, во время обжига рисунок мог исказиться, краска поплыть. Нашим мастерам на тех же кружках удавалось создавать настоящие произведения искусства с мелкими деталями. Возможным это стало потому, что они использовали технологии росписи не только итальянских умельцев, но и турецких. В итоге создали совершенно уникальный продукт, а со временем поставили производство майолики на поток. Сегодня археологи находят артефакты при раскопках во всех городах. И чем влиятельнее был хозяин замка, тем больше майолики там находим. Например, этим летом во время раскопок исследователи в Новогрудке наткнулись на дом, который принадлежал Жигимонту Августу, где обнаружили много майоликовой посуды. 

Увидеть майолику сегодня не проблема. Например, только в Пинске при раскопках нашли более 540 различных фрагментов и целых изделий. Часть из найденного, конечно, осталась в местном музее. Так происходило и в других городах. Большая коллекция собрана у Ирины Ганецкой. 

К сожалению, сегодня майоликой в нашей стране никто не занимается: сложная технология. Никаких сведений о том, как ее производили на территории Беларуси, не сохранилось. Повторить же технологию по тем вещам, которые мы нашли во время раскопок, практически невозможно. Во время обжига изделия происходят необратимые процессы, так что исследования никакой информации о первоначальном этапе создания не дают. А нужно ведь возродить саму технологию. Для этого — много экспериментировать, искать мастеров, знающих древние секреты, в других странах. Весь этот процесс может занять много времени, и не факт, что в итоге удастся получить больше, чем вложишь. Нужен действительно увлеченный этим делом мастер. 

Конечно, было бы неплохо возродить майолику, считает Ирина Владимировна. Все же это отличительная технология, с богатой историей. Сегодня керамисты зачастую ограничиваются тем, что производят для продажи свистульки и медальки. Неплохо, но на этом останавливаться не стоит.


Затрат много, спроса мало

Справедливости ради, попытка возродить уникальное производство в нашей стране все же была. В 80-х годах прошлого века керамист из  театрально-художественного института (нынешняя Академия искусств) согласился восстановить недостающие элементы для майоликовой кружки XVI века. Попытку удачной назвать можно с натяжкой.  Черепки, которым уже несколько веков, до сих пор переливаются. А те части кружки, которые пытались восстановить, — матовые, рисунок размазан, цвет не столь насыщенный. После такого опыта больше никто из белорусских мастеров не работал над восстановлением реликвии…

У гончара, руководителя детского образцового коллектива «Глечики» Глушанского центра ремесел «Глушанский хуторок» Александра Орлова по поводу возрождения раритета свое мнение:

— Сегодня ценится то, что практично. Майоликовые изделия такими не назовешь. На их создание у мастера уйдет в два раза больше времени, потребуется много материалов из-за цветной росписи. Для майолики также нужен двойной обжиг, а это перерасход той же электроэнергии. Да и сегодня в керамике предпочтение отдается холодным технологиям, поскольку можно намного быстрее что-либо сделать. Предназначение у майоликовых вещей — декоративное. Посуда, например, получается непрочная, быстро появляются трещины. Конечно, возродить такую технологию можно, но, скорее, из-за исторической ценности. На поток такие изделия не поставишь — не будет спроса.
От автора 

Конечно, можно согласиться с тем, что изделия из майолики — специфические. Но почему-то из той же Италии, Испании, Турции керамику везут туристы чемоданами. И пусть большинство из купленного потом пылится на полке. Главное — привезти из зарубежной страны что-то необычное, а не очередной магнит или статуэтку. А чем мы хуже? Недавно заглянула в белорусскую сувенирную лавку. Глазу особо и зацепиться не за что. Кроме нескольких плетенных из соломки изделий, на полках парочка котиков-собачек из глины. Остальное — всевозможные китайские магниты, шкатулки и медали с надписью «Беларусь». Но ведь далеко не этим ширпотребом славится наша страна…

borisovez@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости