МАЙ в мажоре

или семь нот XI Белорусского фестиваля камерной музыки "Музы Нясвiжа"

ДОроги,  дома, необычная чистота вокруг, цветущие сады — все вроде как всегда в майском Несвиже, в котором вот уже в 11-й раз собираются на фестиваль музы театра, живописи, музыки. И все же не могу удержаться от традиционного вопроса к хозяину района и города — председателю райисполкома Федору Ивановичу Привалову: что же произошло в Несвиже со времени прошлого фестиваля?
“Для нас очень важное событие случилось 18 февраля, на подведении итогов года. Губернатор Минской области Николай Домашкевич, выступавший в Центре культуры и отдыха, сказал, что нам нужен Дом культуры, новый и хороший, что выделит 10 миллиардов рублей”, — отвечает Федор Иванович и уточняет, что над документацией уже работают преподаватели и студенты БНТУ. Что дом культуры будет в одном стиле с обновленной городской Ратушей. А еще, продолжает председатель, хвалиться так хвалиться, начали строить храм православный в центре города и новую библиотеку, кинотеатр в порядок приводят.
Слуцкая брама будет обновлена в будущем году, надеется Привалов. Минкультуры включил ее в проект реставрации. Браму на 1,5 метра освободят от слоя земли, дорогу уведут в сторону, и будет выглядеть она так, как выглядела, когда выполняла функцию ворот города.
Создано в Несвиже свое туристическое бюро. Купили комфортабельный автобус. Мы, журналисты, аккредитованные на фестивале “Музы Нясвiжа”, его “объезжали” первыми. Как в прошлом году две кареты, заказанные в Польше у мастеров двора, которому более 400 лет и услугами которого пользовались некогда Радзивиллы.
Есть у властей и проект двух новых гостиниц, одну из них уже начинают строить. Это для туристов. Потому что рачительный хозяин Привалов, подсчитавший однажды, что от туризма можно получать в год миллионы долларов, от своего не отступится. И нынче повторяет: всю необходимую инфраструктуру для туристов построим. Ведь турист, который остается в городе, по нашей белорусской статистике, тратит примерно 70 долларов в сутки. Тот, что после экскурсии уезжает — 5. Так мы ему гостиницу комфортабельную, ужин из национальных блюд, развлечения... В прошлом году в Несвиже заасфальтировали 24 улицы. В этом — еще 8. Опять же, чтобы был город удобным для жителей и для туристов, говорит Привалов.

РЕставрация замка Радзивиллов — главное событие Несвижа двух последних лет. В контексте фестиваля камерной музыки о нем говорить тем более приятно, что после реставрации в замке будет зал камерной музыки, и наверняка концерты камерных коллективов оркестра Финберга будут проходить именно там. А пока пронзительные голоса флейт ансамбля “Сиринкс” и виртуозные пассажи ансамбля флейтистов звучали под сводами зала Ратуши — фестивальную программу “Музыкальные часы Несвижской Ратуши: ХVIII—ХIХ столетия” посвятили 255-летию Несвижской музыкальной школы при несвижской же капелле Радзивиллов.
Но вернемся к замку, к цифрам, озвученным Приваловым: общая стоимость строительно-реставрационных работ составляет 120 млрд. рублей. В этом году выделено 24,4 млрд., освоено за 4 месяца 4,5, то есть примерно по миллиону долларов в месяц. До 2010 года реставрационные работы должны быть закончены. Потом 30 млн. долларов будет потрачено на музеефикацию замка. А первая очередь будет пущена уже в 2007 году.
Если вспомнить, что с мая 1945-го по 2001-й был в замке санаторий и что один-единственный состоявшийся в бывшем музыкальном зале фестивальный концерт был окутан ароматом борща, то все, что происходит здесь ныне, приводит в трепет и восхищение. В течение двух лет была подготовлена проектно-сметная документация, в 2004 году начались работы по реставрации Дворца. И вот уже говорят о первом пусковом комплексе.
Подробности — от Сергея Чистякова, научного сотрудника Национального историко-культурного музея-заповедника “Несвиж”. Несколько лет подряд водит он по замку и паркам журналистскую братию, так увлекая, казалось бы, искушенных корреспондентов своими рассказами, что каждую новую весну мы опять просим в провожатые именно Сережу. Первая очередь заново рожденного замка — это архивные галереи, помещения, где находилась библиотека, надвратная башня, рассказывает наш провожатый. Их смогут посещать туристы. Центральная часть замка, то есть дворец, где жили Радзивиллы, будет являть собой воссозданные интерьеры покоев, поскольку есть довольно большой набор фотографий конца XIX века. Планируется более 30 экспозиционных залов в замке, залы для представительских мероприятий, ресторан, гостиница, зал для демонстрации кинофотодокументов, архивная галерея, лекционный зал и вожделенный — камерной музыки.
О находках расскажите, пристаем к гиду, есть интересненькое?
Огромное количество различных коммуникационных систем открывается, когда оголяется замковая кладка, рассказывает он. Тоннели подземных ходов, ведущие из замковых подвалов. Еще спорят об их предназначении. Найдено огромное количество керамики: в XVIII веке переделывалась система отопления, много узорного кафеля находят. И предметы утвари. Поскольку вал — оборонное сооружение, то в большом количестве находят предметы, связанные с военной деятельностью: пули, ядра, иногда пуговицы обмундирования... А вот находок, связанных с легендами о спрятанных богатствах Радзивиллов, не было. Но надежда есть, смеется Сережа, ведь работы ведутся всего два года... Когда разбиралась крыша на восточной галерее, были найдены 32 фрагмента доспехов XVII века. Недалеко от костела найден клад медных монет — один из самых богатых в Беларуси. XVII—XVIII веков монеты, 1881 штука. Они выставлены сейчас в Ратуше.
Планируются грандиозные археологические и земляные работы и на юго-западной части вала. Для того чтобы гости города могли представить себе, как это выглядело во времена Радзивилла Сиротки, на одном из бастионов вала будет полностью оголена кладка. Есть еще надежда, что во время глубокой расчистки рва будут найдены хотя бы несколько артиллерийских орудий. Так как в архиве есть документ, который свидетельствует, что шведы, когда заняли замок, сбросили с вала в ров 21 пушку.  Эти и другие подробности Сергей Чистяков вместе с соавтором поместил в книгу “Несвиж — живая легенда”, которая вышла недавно в обновленной местной типографии.

МИхаилу Яковлевичу Финбергу — народному артисту Беларуси, профессору, лауреату государственной премии нашей страны, руководителю Национального концертного оркестра Беларуси и отцу-основателю фестиваля камерной музыки “Музы Нясвiжа” — решением Несвижского райисполкома и сессии районного Совета депутатов присвоено звание Почетный гражданин города Несвижа. Объявлено об этом было на торжественном открытии фестиваля, на который в этот раз приехали гости из других малых городов страны и из столицы; немецкий посол в Беларуси прибыл со всем семейством — послушать музыку своего соотечественника Яна Голанда. 260-летию со дня рождения композитора, для которого Несвиж стал второй родиной, оркестр Финберга посвятил нынче целую программу, назвав ее “Ян Голанд и его время”.
Главный музыкальный день предварял театральный вечер — купаловский театр давал “Парфена и Александру”. Ученые Национальной академии наук на конференции подвели итоги годичной работы над темой “Несвиж: истоки белорусской духовности”. Светлана Куприянова — руководительница детской студии Дворца культуры Мозырского нефтеперерабатывающего завода — в седьмой раз представила творчество своих воспитанников, которым, по ее же словам, крылья дал Несвиж. Вместе с работами местных художников детские фантазии на тему жизни и любви вылились в замечательную жизнеутверждающую экспозицию выставки “Несвиж: мастера и ученики”.
Плюс ко всему этому джазовый концерт и выступление Государственной академической хоровой капеллы имени Г.Ширмы во второй день фестиваля. Все это дало основания маэстро Финбергу говорить не только и не столько о новом формате фестиваля, сколько о том, что ему стало тесно в рамках камерного. О необходимости раздвинуть рамки фестиваля говорил и Федор Иванович Привалов. Похоже, что в будущем году нас ожидает в Несвиже уже большой фестиваль искусств. Но на нем по-прежнему будут звучать произведения, которые раньше не звучали нигде. Будет неизменным кредо музыкантов — высокое качество исполняемых сочинений. Потому что главная задача фестиваля, как формулирует ее маэстро Финберг, — воспитание хорошего вкуса и добрых чувств. Он радуется, что тем, кто приходил на первые концерты, сегодня уже 18—20 лет, скоро они приведут своих детей слушать высокую музыку.

ФАнфары не звучат на открытии “Муз Нясвiжа” — нежная, чарующая мелодия вальса Огинского стала музыкальным эпиграфом фестивального действа.
Еще одна традиция — научные комментарии, которые готовит и озвучивает доктор исскуствоведения Ольга Дадиомова. Да что озвучивает! Ее рассказы о белорусской музыке и композиторах разных веков — целый спектакль. Ее белорусский — такой сочный и певучий, что не устаешь его слушать. Она находит в архивах разных стран и приносит в оркестр Финберга партитуры произведений, которые считались утерянными для Беларуси. И нередко по одной нотной строчке аранжировщики оркестра возрождают музыку для любого из камерных коллективов — от флейтистов до трубачей...
Радзивиллы и представить себе не могли, что в XXI столетии будет проходить праздник, посвященный не кому-либо, а их придворному композитору Яну Голанду, говорила нынче Ольга Дадиомова. Они пригласили знаменитого немецкого композитора и сделали все, чтобы эта земля стала ему родной. В подобном порядке вещей есть особый смысл: история оставляет для потомков духовные и художественные ценности и их создателей. В этом смысле Ян Голанд — имя символическое для Беларуси: именно он стал автором первой оперы, в которой впервые была представлена на сцене белорусская крепостная крестьянка Агатка. Опера “Агатка” долгое время считалась потерянной, пока партитуру не нашли в архивах.
Ансамбль “Интрада” играл нынче терцет, посвященный владельцу города. Звучал дивертисмент Голанда, тоже недавно найденный, ведь ни одного его произведения в Беларуси не сохранилось. Зато их можно найти в Германии, Литве, России, Польше. Дивертисмент, например, нашли в немецких архивах. А еще творчество Голанда отражает корневые качества белорусской культуры как культуры-собирательницы лучших европейских, славянских традиций. Как культуры, открытой для диалога со всем миром. Как культуры, что щедро дарит всему миру своих сыновей и свои богатства. Вспомним, что белорус Осип Козловский стал первым автором российского гимна...

СОЛЬным  считать концерты фестиваля мог бы любой из музыкантов любого так называемого малого коллектива Национального концертного оркестра. И золотые трубы ансамбля трубачей “Интрада”, и ребята из ансамбля деревянных духовых инструментов, в котором все — Солисты. Кларнетисты, флейтисты из ансамблей, скрипачи и виолончелисты из камерного оркестра... Если и есть фабрика звезд, то она у маэстро Финберга. Его музыкантам доступны все жанры, все творческие школы, все произведения. Вот почему так вдохновенно слушают их Несвиж и другие малые и большие города. Вот почему продюсер из Италии специально приезжает в древний белорусский город, чтобы послушать новые программы и пригласить на гастроли. Вот почему другие малые города страны наперебой зовут оркестр к себе — так родилась целая плеяда фестивалей: в Заславле, Мстиславле, Мире, Турове...
Грядущей осенью родится новый фестиваль в Столбцах. Там живут очень красивые люди, говорит Михаил Финберг. И на той земле жил Якуб Колас. Ему и будет посвящена главная программа. Будет и конкурс — “Мiншчына спявае з аркестрам”. В районах области уже идет отборочный тур, победители которого и приедут в Столбцы. В будущем году, когда состоится фестиваль белорусской песни и поэзии в Молодечно, прозвучит программа, посвященная 120-летию Янки Купалы. Второй концерт будет посвящен творчеству Владимира Мулявина.

ЛЯмур — любовь — вот ключевое слово фестиваля в Несвиже.
Любовь к весне, к музыке, к своему городу... Просто к жизни, наконец! Федор Иванович Привалов рассказывал, что люди, впервые попавшие в Несвиж, спрашивают, почему здесь так много улыбающихся прохожих. И всегда ли так радостны несвижане? В дни фестиваля — всегда, отвечает он. Потому что уходит на второй план все обыденное, потому что будоражит кровь генная память — искусства в здешних местах почитали всегда. Как и меценатство. Почему к Радзивиллам, особенно последним, относились простые люди очень хорошо? Они устраивали в замке для бедных детей елки, покупали подарки, устанавливали стипендии для одаренных детей, отправляли их учиться за границу. Они строили храмы, учебные заведения. И все с любовью, от души.
Когда в несвижском фарном костеле идет праздничная служба, сто ударов отбивает колокол на самом древнем строении города XVI века — прикостельной звоннице. Мне этот звон показался тоже чудесной музыкой — бодрящей, призывной, радостной.
Меценатом новейшей истории называют губернатора Минской области Николая Домашкевича. Фестиваль в Несвиже живет благодаря колоссальному вниманию лично Николая Федоровича, утверждает Михаил Финберг. Это человек, который невероятно много сделал для культуры, вторит маэстро Анатолий Акушевич, начальник управления культуры Миноблисполкома. И приводит примеры. Более 20 фестивалей на Минщине проходит. Из них 3 связаны с именем Михаила Финберга, благодаря которому 10 лет назад начался новый этап в культурной жизни области. Несвижский проект стал лабораторией, благодаря которой ушли от массовой культуры, от лаптей и пришли к академической, к камерным формам. Появились чудесные коллективы — “Игуменские крыницы” в Червене, “Пастораль” в Дзержинске...
В прошлом году на нужды учреждений культуры на Минщине израсходовали 12 миллиардов рублей.

СИрень нынче к фестивалю зацвести буйно не успела — весна припозднилась. На сцене впервые не было традиционных сиренево-белых букетов. Зато приехал на открытие фестиваля новый министр культуры Владимир Федорович Матвейчук, сломав сложившуюся было в последние годы традицию, по которой глава этого ведомства своим присутствием несвижский музыкальный “фэст” не жаловал. 2005 год, говорил министр, стал очередным подтверждением огромных возможностей культуры нашей страны. Была проведена замечательная акция “За сильную и процветающую Беларусь”, помогли ветеранам достойно встретить 60-летие Великой Победы. Впереди — “Славянский базар в Витебске”, фестиваль национальных культур в Гродно... Но особое, выдающееся место в ряду этих мероприятий, считает министр, занимает Несвижский фестиваль. На таком примере воспитывается молодежь, подчеркнул министр, — только в 2005 году 120 молодых белорусских музыкантов и певцов стали победителями международных и республиканских фестивалей.
Министр на фестивале — это добрый знак. Возможно, сдвинется с почти мертвой точки проблема телевизионного показа программ фестиваля — прямых и в записи, но в прайм-тайм. Как это происходит с национальными фестивалями во всех уголках земли. И рекламы фестивальной Несвижу не хватает. Да и в Минске она бы не помешала... Ибо те, кто делает фестиваль с любовью — музыканты оркестра, не получающие за это ни одной дополнительной к зарплате копейки, — очень хотят, чтобы их программы слушали, чтобы уникальные концерты древней и современной белорусской и зарубежной музыки не остались на одном отдельно взятом диске.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter