Дмитрий Никуленков: У БГК имени Мешкова подобрался перспективный состав, способный на многое

Мавр сделал свое дело

Многолетний лидер сборной Беларуси по гандболу стал тренером

За плечами Дмитрия Никуленкова успешная спортивная карьера и высшее образование в БГЭУ — он гандболист-экономист, что, согласитесь, случай не совсем типичный. Никуля, как любя прозвали его болельщики, лидер и боец по жизни — он был капитаном почти во всех командах, за которые выступал: в минских «Аркатроне» и «Динамо», брестском БГК имени Мешкова, в сборной Беларуси и столичном СКА. А это, как ни крути, о многом говорит. Двадцать лет подряд июль для Никуленкова начинался одинаково — тренировочными сборами, во время которых он каждый день умирал и возрождался, пахал и потел, бежал, стонал и терпел — все ради будущих побед. А нынешнее лето — особое. Бегут другие, а Никуля нынче в статусе прибавил, став Дмитрием Олеговичем — теперь он тренер и уже начал помогать Игорю Попруге готовить в СКА новых чемпионов.


К новой должности подоспел и свежий диплом — в минувший вторник завершились два года учебы в Высшей школе тренеров, и теперь Дмитрий Никуленков — специалист дипломированный. Впрочем, главный его багаж — опыт. И он на новом месте начинающему тренеру наверняка пригодится.

— Еще прошлым летом ты был по другую сторону баррикад, а теперь смотришь со стороны, как команда бежит кросс…

— …И думаю: как хорошо работать тренером! А если серьезно, то предсезонные сборы — это самое трудное время для спортсменов. И я ребятам немножко сочувствую. Но что поделаешь — тяжело, но необходимо.

— Знаешь, есть такая шутка: чтобы не причинить вреда здоровью, бросать пить нужно плавно. Даже болезнь такая есть — ОРЗ: очень резко завязал. Ты с гандболом завязал — ну очень резко. Тем более что прошлый сезон провел прекрасно. Почему?

— Стечение обстоятельств. Возможностей продолжить карьеру было много. Но в голове засела мысль: уйти на высокой ноте. Не ждать, пока перестану попадать в состав, нервничать по этому поводу, злиться и беситься на себя и других. А попробовать тренерского хлеба хотелось давно. Время пришло, шанс представился. Постараюсь им воспользоваться.

— В СКА ты изначально переходил с этим прицелом?

— Так почему-то все думают, но нет — идеи такой не было. Два года назад об этом даже не думал.

— Но, как человек амбициозный, конечно, вынашиваешь планы стать главным тренером?

— Когда молодой специалист берется за новое дело, у него всегда много эмоций и желания свернуть горы. А что и как получится? Поживем — увидим.

— БГК имени Мешкова поехал бы тренировать?

— Почему нет? Будут предложения — рассмотрю. Брест — прекрасный город, в котором у меня нет врагов. Мне было очень круто там жить. И играть.

— Ты теперь тренер. Как и твой давнишний друг и партнер Сергей Шилович, с которым вы вместе обзавелись на днях почетными корочками. Выходит, он тоже карьеру закончил окончательно и бесповоротно?

— Об этом его нужно спрашивать. Знаю только, что Серега купил новые рыболовные снасти и выглядит очень счастливым.

— На недавнем исполкоме БФГ председатель федерации Владимир Коноплев озвучил любопытную мысль: дал поручение посчитать, сколько наших гандболистов и за какие деньги играет за рубежом. Говорит, что если мы их всех вернем к родным пенатам, то не только усилим региональные команды, но и расширим чемпионат Беларуси. Как тебе такая идея?

— Интересная. Вот ты, к примеру, как думаешь: сколько белорусских гандболистов сегодня выступает за пределами страны?

— Человек десять.

— 50! И на исполкоме, как мне представляется, речь велась не о гандболистах уровня Артема Королька или Влада Кулеша, а об игроках среднего уровня. Той прослойке, без которой гандбола не существует в принципе. Их большинство, и они — основа. И вот если бы мы действительно сумели вернуть всех варягов в наш чемпионат, то это значительно повысило бы его зрелищность и конкурентоспособность, дало бы гораздо больше возможностей для роста молодежи.

— Другой вопрос: как этот проект осуществить?

— Сейчас зарплаты в гандболе резко упали, а потому не думаю, что речь идет об огромных суммах. Другой вопрос — мотивация. Ребята ведь уезжали, руководствуясь разными целями. Кто-то не нашел себе применения здесь. Другие — из желания перемен и новых впечатлений. Третьи — исключительно для заработка. Ну а четвертые — ради роста и прогресса. Так что всех скопом не вернешь — это уж точно.

— Кстати, а помнишь ли ты свою первую зарплату?

— В «Аркатроне» получил 50 евро. Для меня это были огромные деньги! А за победу в чемпионате страны — 2003, когда в финальной серии обыграли БГК имени Мешкова, дали что-то в районе 300 долларов.

— То была историческая победа! Как отпраздновали?

— По-моему, пошли в ночной клуб. Но не в караоке и не на танцы — в компьютерный, рубились в Counter-Strike. Было такое увлечение.

— Тот молодой «Аркатрон», пожалуй, одна из самых перспективных команд в истории белорусского гандбола. Горы был способен свернуть, но в итоге реализовать себя в гандболе сумели далеко не все.

— Согласен. Знаешь, на протяжении всей карьеры я все время был в шаге от действительно больших побед. И все время чего-то не хватало. «Аркатрон» — один из таких проектов. Горбок, Барвиюк, Рутенко, Нежура, Коженевский, Сергиевич, Громыко, Крайнов, Рябинин, Журик, Бабичев… А Коля Якимович!? Это же талантище невероятный! Ноги прыгучие, обход в две стороны, бросок — уникум! Но не повезло ему, не попал в струю, не раскрылся. Рассыпалась та команда, разбежались пацаны кто куда. Потом — минское «Динамо». Коллектив подобрался классный: молодые, боевые, неуступчивые… Незабываемое время: выигрывали чемпионаты страны, прогрессировали в еврокубках. Еще немножко и обязательно случился бы прорыв, но и тут не сложилось: сперва ушел с тренерского поста Сергей Бебешко, а потом и команда распалась.

— К слову, о «Динамо». Тогда, неизменно опережая БГК имени Мешкова в чемпионской гонке, вы над ними, не раз это замечал, высокомерно посмеивались.

— Открою тебе секрет: однажды, когда нам уже месяцев пять не платили зарплату и было понятно, что долго клубу не протянуть, мы собрались большой бандой: я, Рутенко, Шилович, Бабичев, Атьман, Онуфриенко — и решили никогда не переходить в Брест.


— И все совсем скоро там оказались.

— Ирония судьбы… Встретились потом в Бресте, посмотрели друг другу в глаза… Похохотали, в общем: никогда не говори «никогда».

— В БГК ведь тоже был момент, когда казалось, что попадание в «Финал четырех» Лиги чемпионов — дело самого ближайшего будущего.

— Сезон 2016/17 годов: Криштопанс, Тюменцев, Стойкович… Офигенный коллектив, объединенный одной идеей и целью. До сих пор уверен, что, если бы Сергею Бебешко дали поработать еще сезон-другой, мы бы выстрелили. Хотя, если говорить о БГК образца нынешнего года, мне кажется, у них подобрался перспективный состав, способный на многое. Будет очень интересно посмотреть на эту команду.

На этом бы и закончить, но подумалось вот о чем. На последнем чемпионате Европы сборная Беларуси оставила впечатление бомбы замедленного действия: потенциал у команды такой, что если рванет — мало не покажется никому. Есть стойкое ощущение, что парни Юрия Шевцова стоят на пороге самых успешных результатов в истории. Но если это произойдет, то уже без Дмитрия Никуленкова. Ему снова не хватило чуть-чуть…

— Видимо, судьба такая… — улыбается он. — Но я все равно буду счастлив. Мы, наше поколение, свою задачу выполнили — подняли сборную со дна, куда она однажды рухнула. А дальше — дело молодых.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter