Материнский наказ мы выполнили

Я  смотрю на  старое семейное фото: кажется, что  это  было совсем недавно…

Я  смотрю на  старое семейное фото: кажется, что  это  было совсем недавно…

В то солнечное воскресное утро 1941 года мы, четырнадцатилетние подростки, пасли лошадей. Часов в девять услышали гул самолетов. Они летели на большой высоте с запада на восток, в сторону Пинска. До обеда мы насчитали их 157!  Вскоре после этого услышали далекие взрывы и подумали: идут учения… 

Пришел я домой на обед, а мама говорит: «Сынок, началась война». Несколько дней спустя мы увидели наши отступающие войска.  Солдаты были голодные и усталые, в обмотках, трехлинейки за плечами, гимнастерки пропитаны соленым потом. 

26 июня в нашу деревню Верхустье зашла рота красноармейцев. Для маскировки они расселись под деревьями. Активистка Тоня Масюк обошла  сельчан с просьбой накормить солдат и дать каждому из них в дорогу сала и хлеба. Передохнув и подкрепившись, бойцы пошли дальше. 

А 27 июня в район вошли немцы. В основном они ехали на машинах и мотоциклах – холеные, самодовольные, в касках и с автоматами на груди. Остановились на хуторе Иллариона Чмеля. Тут же прирезали хозяйского бычка, съели его, затем стали грабить местное население. 

Жители деревни, видя наглость непрошеных гостей, то и дело сокрушенно вздыхали: «Как же эту фашистскую нечисть победить?..» 

Победили! 16 июля 1944 года Красная армия и партизаны выбросили немецкую свору за пределы моего родного района. Но предшествовало этому много бед, пережитых ни в чем не повинными мирными людьми. 

Из Ивановского района было угнано на работы в Германию свыше 2200 человек (впоследствии домой из них вернулись лишь1822, остальные погибли от болезней в лагерях и от истощения). Всем известна фашистская политика по уничтожению советских граждан еврейской национальности. В Беларуси гитлеровские  головорезы  проводили ее с небывалой жестокостью, только в нашем районе было расстреляно и похоронено заживо около трех тысяч евреев. А всего уничтожено свыше 8400 человек, в том числе 1670 детей. 

1116 дней и ночей  моя родная земля боролась с нашествием  коричневой чумы. Активно действовала партизанская бригада имени Молотова, в которую входило пять партизанских отрядов. Это была мощная сила! 

В моей памяти сохранились различные эпизоды детства, овеянного войной. Вот мы с отцом на сенокосе у деревни Кленки… Рядом наша подвода. Неожиданно появляются фашисты верхом на  бельгийских конях, с автоматами наперевес. В итоге мы остались без своей лошади и повозки. Слава Богу, живым и невредимым остался отец.   

Как-то крестьяне рассказывали, что, собирая в лесу грибы, видели рядом с дорогой под березками трех расстрелянных красноармейцев. Под покровом темноты на то место пошли Павел Чмель с Григорием Тимошуком и захоронили солдат. 

Никогда не забуду слова своей доброй, мудрой мамы, сказанные нам в назидание: «Где бы вы ни были, детки, будьте преданными Родине. Жалейте людей, не предавайте друзей, никого не оставляйте в беде». Четверо нас, ее сынов, воевали против врага: Иван, Михаил, Сергей и я. Иван погиб, Миша был ранен.  Мы выполнили материнский наказ. 

После Победы нам удалось собраться всем вместе только в 1951 году. Я приехал с Дальнего Востока, где служил в армии. Офицер Сергей – из Баку. Миша к тому времени уже демобилизовался, вернулся домой из Берлина. Еще один наш брат – инвалид Николай — ждал нас всех вместе с родителями. 

В память о той встрече сохранилась фотография. В первом ряду (слева  направо) наша мама Анна Никитична, отец Григорий Иосифович, невестка Александра. Во втором — Николай, я, жена Сергея, Сергей и Михаил. Кажется, это было совсем недавно…  

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter